Прививки младенцам за и против. Нужны ли детям прививки: аргументы за и против. Делать или нет прививки ребенку

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

У вакцинации множество, как горячих сторонников, так и ярых противников. Попробуем беспристрастно разобраться во всех аспектах этой проблемы, собрав все факты воедино и создав ее целостную картину.

Информации о том, что правительства многих стран, компании-производители лекарственных препаратов, нанятые для рекламы СМИ и ответственные работники медицинских учреждений с помощью эмоционального фактора «давят» на родителей, много.

Фактически речь идет о скрытом шантаже, как утверждают противники вакцинации. Используется плохо аргументированное принуждение к прививкам, в которых находятся токсичные и ядовитые вещества (ртуть, алюминий, формальдегид).

Родителей убеждают в том, что прививки – несомненное благо для их малышей и что с их помощью можно избежать многих проблем. Так ли это?

Прививки. Осторожность – прежде всего

В клинику приходят родители вместе со своими детьми или люди, которым, возможно, противопоказана вакцинация, но они плохо информированы. Тяжело составить собственное мнение по этому вопросу, что вполне естественно.

Настораживает факт – медицинские специалисты начинают их убеждать о необходимости определенных прививок.

Но кто эти работники?

Разве они не являются заинтересованным звеном больших медицинских и фармакологических корпораций, интересы которых лоббируются на государственном уровне политики?

Вывод. Серьезным аргументом считать оздоровительный фактор прививок нельзя. Научность подхода должна быть зафиксирована статистически и документально. Крайняя заинтересованность имеется у мировых производителей лекарственных препаратов, и это не тайна. Логика поведения на рынке фарм-гигантов говорит о том, что общественная фиксация на перманентной заболеваемости выгодна во всех отношениях.

Аргумент №2 «за». Не привитый ребенок – носитель потенциального риска для здоровья других детей

Определенная тенденция со вторым аргументом просматривается еще больше. Если нет зафиксированной статистики о серьезных заболеваниях среди детей без прививок, зато есть масса медицинских статей, где утверждается, что эти дети здоровее привитых, вопрос уже отпадает сам собой.

Что мы имеем на самом деле? Вот что – это дети без прививок рискуют своим здоровьем, находясь возле привитых детей.

Подойдем к этой проблеме научно

Как могут обычные дети нести угрозу здоровью уже привитых детей, ведь те имеют защиту в виде прививок? А иначе – зачем тогда вакцинация? Где логика?

Привычный алгоритм объяснения давно отработан. Например, в школе заражаются инфекцией ученики. Кто виноват? Конечно, не привитые дети. Как, оказывается, все просто.

Но не будем вдаваться в эмоции и обратимся к фактам. Интересно, но официальная статистика дает совсем иную картину.

Факты. Вспышки заболеваний случаются именно в абсолютно замкнутых вакцинированных ареалах. Об этом недвусмысленно заявил не просто врач, а главный врач Американской Эпидемиологии в Центре контроля инфекционных патологий V. Atkinson. Он приводит пример, когда заболевание корью распространялось в сугубо вакцинированном школьном ареале. Мало того, он утверждает, что практически все большие вспышки кори в последнее время происходят только в среде привитых детей.

Прививки и другие инфекционные заболевания

  1. Распространение коклюша в 2003 году в Америке (соотношение 4 из 5 в пользу не привитых детей).
  2. Вспышка паротита там же (только восемь человек из ста были без прививок).

Примечание. Напоминаем о том, что идея всеобщей вакцинации держится на весьма спорном представлении – высокий процентный уровень привитых людей приводит к уменьшению возможности распространения инфекции. Будет уместным также подчеркнуть абсолютное несоответствие понятий «вакцинация» и «иммунитет».

Ученый-исследователь Neil Miller задает правомерный вопрос:

«Власть по непонятной причине становится на сторону одной группы общества и хочет поголовной вакцинации для окончательного решении проблемы инфицирования.

Постановка вопроса одностороння – не привитые дети представляют угрозу для государства. Где обоснованность? Не вакцинированные школьники, не имеющие защиты от заболеваний, опасны для тех детей, которые такую защиту имеют? Они несут ответственность за тех, кто, по мнению государства, уже может не бояться заражения? Удивительная логика».

А как должно быть?

Несомненно, вот так – вы предлагаете эффективную методику? Отлично. Тогда вам нечего бояться. Ведь первая группа защищена.

Так почему же дети с вакцинацией заражаются именно теми заболеваниями, от которых они будто бы защищены? Что за парадокс? Разве вы будете пользоваться, например, очками при работе с «болгаркой», если у них нет стопроцентной гарантии? (частичный перевод статьи Neil Miller ).

Медицинский обзор Mike Adams «The problem of the spread of mumps. Why are infected people who received the vaccine earlier?»

Почему заражаются привитые ?

В представительстве одного из округов штат Нью-Джерси была предоставлена информация:

до восьмидесяти процентов заразившихся паротитом людей были привиты.

Как это объяснить?

Корь до сих пор не побеждена окончательно, хотя ее распространенность минимальна. Но болеют ею привитые дети. Исследования в этой области говорят следующее – за десятки лет наблюдений отмечено отсутствие связи между вакциной от кори и снижением уровня смертности.

Факт. Эпидемия распространяется по своим законам и количество привитых детей для нее не имеет значения.

Из репортажа Joan Farina «Коклюш в Сан-Диего. Заболели все привитые дети»

В статье поднимался вопрос, возникший во время расследования причин эпидемии – почему вакцина оказалась неэффективной? В Сан-Диего 75% заболевших людей прошли заблаговременную вакцинацию.

Вывод. Является ли прививка действенной мерой защиты? Доказанных фактов для позитивного утверждения не существует. Учитывая, что эпидемия возникает в среде привитых детей, заявление о том, что не привитые дети несут ей угрозу, необоснованно.

Аргумент №3 «за». Отсутствие прививок у детей – нарушение закона

Как обстоит вопрос вакцинации в мире

В большинстве стран мира вакцинация не является строго обязательной. Существует несколько государств, а также штатов в США, где прививки проводятся в принудительном порядке. К сожалению, тенденция ужесточения в этом вопросе наблюдается во всем мире, но пока соответственные законы не приняты.

Ситуация в США

По всей стране действует принцип обязательной вакцинации детей перед поступлением в школы. Но такое положение фактически не прописано в федеральном законе. От прививок можно отказаться по определенным медицинским причинам во всех штатах. По религиозному мотиву отказ не предусмотрен в Миссисипи и Западной Виргинии. В двадцати штатах существует возможность отказа по причине определенного мировоззрения.

Прививки в Канаде

Подход в этом вопросе намного демократичнее. Вакцинация является не принудительной и имеет рекомендательный характер.

Неопределенность положения в Великобритании

Здесь принудительной иммунизации не существует, так как в Британской медицинской ассоциации считают ее пока не обоснованной.

Переходный период в Индии

Обязательная вакцинация пока не введена. Законодательная власть Индии готовит почву для внедрения прививок от полиомиелита и ветряной оспы.

Примечание. Говоря о законах обязательной вакцинации в некоторых странах, мы не имеем в виду абсолютный характер принуждения. Речь идет лишь об общих тенденциях, в которых можно найти различные исключения по медицинским, религиозным и другим мотивам с возможностью письменного отказа.

Врач S. Tenpenny, цитата:

Причиной отказа от прививки в США считается риск причинения вреда здоровью ребенку. Медицинский отвод – серьезный фактор. Разрешение выписывает только практикующий врач. А вот отказаться от прививок по причине религиозной принадлежности намного проще. Хотя к разбору этого вопроса в судебном порядке необходимо быть готовым.

Во многих штатах существует также возможность отказа от прививок, исходя всего лишь из предоставления философских аргументов в пользу своего выбора.

Вывод. На законодательном уровне во многих странах можно увидеть признаки мощного лоббирования вакцинации со стороны политиков, медиков и корпораций, но им до сих пор не удалось убедить общество в своей правоте.

Еще один аргумент, с помощью которого матерей пытаются заставить делать прививки своим детям - это:

Аргумент №4 . Не имея документа о наличии прививок, ребенок будет значительно ограничен в получении достойного образования

Существует мнение, что без наличия у ребенка определенных прививок его попросту не допустят до учебы, но это далеко не так. В большинстве стран мира такого категорического подхода нет и предусмотрено право воспользоваться одной из форм письменного отказа. Рекомендуется хорошо обосновать свое мнение и указать весомые причины.

Учеба на дому. Такая форма обучения своих детей дает возможность избежать обязательной прививки. Подчеркнем, что на домашнее обучение во всем мире переходит все больше и больше детей. Кроме того, давно назрела коренная реформа образования в связи с новыми технологиями. Бюрократизм отношений уже достиг своего пика. Пришло время избавления от всех лишних законов и инструкций.

Вывод. Родители, которые серьезно решили отказаться от прививок своим детям, имеют все возможности найти действенные и убедительные механизмы для этого.

Аргумент №5 «за». Не привитый ребенок рискует умереть

Этот последний нелепый и чисто эмоциональный, но не научный аргумент и напоминает шантаж. Вакцинациям по меркам истории – без году неделя. Спрашивается, а как люди вообще выжили без них?

Добавим к этому, что число врачей, считающих не привитых детей здоровее привитых, неуклонно растет. Некоторые даже утверждают о смертельной опасности прививок, в частности на нее указывают, как на одну из причин синдрома внезапной детской смертности. В этом вопросе хорошо бы поставить окончательную точку. Но для этого необходимы серьезные и безотлагательные исследования. Почему они не проводятся? Кто заинтересован в таком положении дел?

Врач L. Wilson, цитата:

Изучение 103 случаев синдрома внезапной детской смертности показало, что две трети детей за месяц перед этим были привиты от коклюша, дифтерии и столбняка. Четверть детей была вакцинирована за неделю до летального исхода.

Мы стараемся дать максимально актуальную и полезную информацию для вас и вашего здоровья. Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Мы не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте сайт

Родители часто задаются вопросом, надо ли прививать ребенка, или лучше отказаться от вакцинации. Прививки действуют против опасных болезней, которые в ряде случаев заканчиваются инвалидностью. Вакцинация проводится для выработки иммунитета к конкретному заболеванию. Важно правильно оценить, насколько велик риск отказа от инъекции, и понимать, что побочные реакции от вакцинации могут принести меньше вреда, чем последствия самой болезни.

К тому же, отдать малыша в детское дошкольное учреждение без сертификата о сделанных прививках весьма проблематично. К моменту поступления в детский сад желательно сделать все положенные прививки.

Для чего проводится вакцинация, является ли она обязательной?

Иммунитет защищает организм от патологических микробов и вирусов, поступающих извне. Различают врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет:

  • Врожденный формируется еще в зародышевом состоянии и носит наследственный характер. Он отвечает за невосприимчивость детского организма к конкретному виду вирусов.
  • Адаптивный иммунитет формируется по мере развития ребенка в течение жизни. Иммунная система перестраивается, адаптируется к новым вирусам и защищает от них человека.

Иммунная система распознает попавший в организм вирус, и вырабатываются антитела, которые интенсивно размножаются и поглощают вирусную клетку, убивают ее. После такой борьбы несколько антител сохраняются в организме. Это «клетки памяти», которые мгновенно размножаются и активизируются в случае повторного попадания вируса в кровь. Благодаря «клеткам памяти» ребенок не заболевает второй раз, у него уже выработан адаптивный иммунитет. Вакцинация направлена на формирование у человека приобретенного иммунитета.

Различают живую (вводится ослабленный вирус) и инактивированную (вводится мертвый вирус) вакцины. После обеих процедур запускается механизм развития «клеток памяти», которые в будущем защищают малыша от болезни. При использовании инактивированных вакцин осложнения исключены, т.к. ребенку вводится мертвый вирус. После живых вакцин у малыша возможно развитие легкой формы заболевания, которая позволит в будущем избежать тяжелого протекания болезни.

В советское время детская вакцинация была обязательной, и вопрос выбора не стоял так остро. Сейчас прививки малышам делаются с письменного согласия родителей, и у них есть право отказаться от процедуры. При этом родители берут на ответственность за риски, связанные с вероятностью инфицирования малыша - адаптивный иммунитет к вирусу у ребенка будет отсутствовать.

Перечень прививок для детей разного возраста

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Существует календарь прививок, по которому проводят вакцинацию детей (подробнее в статье: ). Однако строгое соблюдение всех сроков не всегда возможно. После перенесенной ребенком простуды должно пройти определенное время, прежде чем педиатр позволит сделать прививку. В связи с этим сроки, обозначенные в календаре, могут варьироваться. Однако если по плану стоит ревакцинация (повторная прививка для закрепления приобретенного иммунитета), то со сроками затягивать не стоит.

При ревакцинации важно четко соблюсти время между прививками, иначе эти процедуры могут оказаться бесполезными.

Возраст Наименование прививки Порядковый номер вакцинации
1 сутки Гепатит В 1
3-7 день БЦЖ (против туберкулеза) 1
1 месяц Гепатит В 2
3 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция 1/ 1/ 1
4 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: ) 2/ 2/ 2/ 1
6 месяцев АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ гепатит В/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: ) 3/ 3/ 3/ 2
12 месяцев Корь, краснуха, паротит 1
6 лет Корь, краснуха, паротит (подробнее в статье: ) 2
7 лет Манту (см. также: ) 2

Особое место занимает ежегодная вакцинация от гриппа, которую можно проводить детям старше 6 месяцев. В разгар эпидемии риск подхватить вирус очень высок, особенно у детей, посещающих садик и школу. Грипп может давать осложнения на внутренние органы и опорно-двигательную систему. Вообще сезонная вакцинация против гриппа является добровольной, но крайне желательной. Сделать эту прививку надо заранее. В разгар эпидемии прививаться уже нет смысла. Когда же врачи рекомендуют делать противогриппозную вакцинацию? Оптимально ввести вакцину за 3-4 недели до начала эпидемии.


Детям, посещающим детские сады и школы, рекомендуется проводить ежегодную вакцинацию против гриппа

Еще один актуальный вопрос - можно ли делать прививку ребенку с незначительными симптомами простуды? Нет, важно прививать только полностью окрепшего малыша после тщательного осмотра педиатром.

Типичные реакции на прививку

После прививки могут возникнуть определенные реакции, которые являются допустимыми: покраснение и опухание места укола, повышение температуры, головная боль, общее недомогание, капризность. Эти симптомы проходят в течение 2-х суток. Наиболее тяжелые побочные проявления отмечаются после вакцинации АКДС: температура может подниматься до 39ºС и держаться до 3 дней. Малышу надо давать жаропонижающие средства (Нурофен, Калпол, свечи Цефекон) и обеспечить ему покой.

Какие препараты можно дать при покраснении и зуде? Лучше всего помогут антигистаминные капли Зиртек, Фенистил, Супрастин.

Аргументы «за» вакцинацию

Прививки защищают детей от многих болезней, от которых нет профилактических препаратов. Вакцинация – единственный возможный способ предотвратить заражение малыша коклюшем, столбняком, полиомиелитом, туберкулезом.

По мнению специалистов, прививка не дает стопроцентной защиты от заболевания, однако значительно снижает риск заражения. Привитый ребенок, если заболеет, перенесет заболевание гораздо легче, без опасных осложнений.

Некоторые прививки дают активную защиту в первые годы после введения вакцины, а потом их действие снижается. Например, адаптивный иммунитет против коклюша исчезает по мере роста ребенка. Однако коклюшем опасно переболеть именно до 4 лет. В этом возрасте болезнь грозит малышу разрывом кровеносных сосудов и тяжелой пневмонией. Только сделанная по плану прививка (в 3, 4 и 6 месяцев) защитит ребенка от страшной инфекции.

Аргументы в пользу вакцинации:

  • формирование адаптивного (приобретенного) иммунитета против возбудителей опасных и смертельных заболеваний;
  • массовые вакцинации позволяют подавлять вспышки вирусных инфекций и не допускать развития эпидемий кори, краснухи, паротита, полиомиелита, туберкулеза, гепатита В и многих других болезней, результатом которых может стать инвалидность ребенка;
  • непривитому ребенку ставятся негласные «преграды» при поступлении в детский сад, поездке в загородный летний лагерь - оформление малыша в любое учреждение, в том числе и в школу, требует наличия сертификата о прививках и карты иммунизации;
  • прививки детям до года и старше делают под контролем медицинского персонала, который несет за это ответственность.

Также важно ставить прививки абсолютно здоровому человеку. После перенесенных ОРВИ следует выдержать интервал в 2 недели и правильно подготовить малыша к введению вакцины. Проводить ревакцинацию (повторную иммунизацию) необходимо в строго установленные сроки. Эти простые правила позволят достигнуть максимального эффекта при минимуме побочных эффектов.


Перед проведением вакцинации необходимо убедиться, что ребенок полностью здоров

Аргументы «против»

Многие родители считают, что новорожденных малышей прививать не нужно, потому что у них уже есть врожденный иммунитет, а химические вакцинные препараты его разрушат. Однако действие профилактических прививок направлено на развитие и укрепление именно адаптивного иммунитета, и они никак не влияют на врожденный. Поэтому понимая принцип работы иммунной системы, можно смело опровергнуть этот аргумент.

Противники вакцинации ссылаются на побочные эффекты и возможные осложнения. В ряде случаев у новорожденных появляется покраснение и нагноение в месте укола, аллергические реакции, лихорадка – это ответная реакция организма на введенные штаммы вирусов, которая является допустимой нормой. Серьезные осложнения возникают крайне редко и обусловлены нарушением техники выполнения вакцинации, плохим качеством лекарства, нарушением условий его хранения.

Наибольшую опасность представляют осложнения из-за индивидуальной непереносимости лекарства. Спрогнозировать такие осложнения практически невозможно.

Почему нельзя делать профилактические уколы от серьезных заболеваний? Родители приводят массу аргументов в пользу отказа:

  • эффективность вакцин полностью не доказана;
  • у новорожденных не проводится полное медицинское обследование;
  • ответная иммунная реакция у новорожденного очень слаба (особенно в первую неделю, когда делаются 2 основные прививки - БЦЖ и гепатит), поэтому вакцинация не дает нужного эффекта и принесет только вред;
  • заболевания легко переносятся в детском раннем возрасте и не имеют тяжелых последствий (краснуха, корь) – это мнение родителей ошибочно;
  • высок процент возникновения осложнений после вакцинации, нет индивидуального подхода к каждому малышу;
  • ненадлежащее качество вакцин, неизвестные производители, безответственный подход медицинского персонала к хранению препаратов.

Мнение доктора Комаровского

Нужно ли обязательно делать прививки своим детям? На этот вопрос известный доктор Комаровский отвечает очень подробно. По его мнению, после любой вакцинации остается небольшая вероятность заболеть. Однако исход заболевания не будет таким плачевным, и малыш перенесет болезнь в легкой форме. Главное - следовать определенному графику, который можно составить индивидуально с учетом особенностей организма ребенка.


Известный педиатр Е. О. Комаровский придерживается мнения, что вакцинация - высокоэффективный способ уберечь детей от опасных инфекционных болезней

Чтобы иммунная система правильно отреагировала на прививку и смогла выработать нужное количество антител, малыш должен быть полностью здоров. Какие моменты нужно учесть родителям? Комаровский дает несколько полезных советов:

  • не экспериментировать с новой едой, не вводить прикорм за несколько дней до прививки;
  • сутки перед вакцинацией ребенка выдержать на диете, чтобы не перегрузить пищеварительный тракт;
  • не употреблять пищу за час до и через час после вакцинации;
  • обеспечить правильный питьевой режим в количестве 1-1,5 л воды в сутки, чтобы вымыть из организма токсины от вакцины;
  • после прививки нельзя посещать места скопления людей, не находиться на палящем солнце и остерегаться сквозняков.

Возможные последствия отказа от прививок

Отказ от прививок грозит возможными тяжелыми заболеваниями на протяжении всей жизни. Ребенок будет контактировать с другими детьми, посещать детские заведения и массовые мероприятия, и в случае присутствия рядом носителя болезни непременно заразится сам. Последствия болезней, уберечься от которых можно только с помощью профпрививок, бывают крайне тяжелыми, вплоть до летального исхода. Невакцинированный малыш в случае болезни будет являться распространителем заболевания и заразит других членов своей семьи. Однако родители имеют право отказаться от прививок, заранее подписав соответствующие документы.

Дэйли Бэби разбирается в неоднозначном и спорном вопросе: прививки таят в себе зло или спасают наших детей от серьёзных заболеваний? Кардинально противоположные точки зрения - в материале.

С рождения и на всю жизнь

Первую прививку, от гепатита В, ребёнку делают уже спустя 12 часов после его появления на свет. Дело это добровольное, поэтому мама должна подписать согласие на вакцинацию малыша. В первый год жизни малыша ждут десятки вакцин: от туберкулёза, гепатита, кори, краснухи и многих других заболеваний.

Затем в течение последующих многих лет человек должен проходить ревакцинацию — повторные прививки от некоторых болезней.

Для чего же делают прививки?

Они позволяют организму выработать иммунитет к заболеванию, чтобы при встрече с ним суметь побороть вирус и не дать инфекции взять верх. Благодаря прививкам мы забыли о такой страшной смертельной болезни, как оспа, от которой столетия назад массово умирали люди. Полиомиелит, дифтерия — эти серьёзные недуги также удалось победить благодаря массовой вакцинации.

Казалось бы, сплошные плюсы, какие тут могут быть споры? Но не всё так просто.

Увы, но у прививок почти всегда есть побочные эффекты. Нередко это просто повышение температуры тела и слабость малыша. Случается и так, что поставленные прививки делают из детей инвалидов или вовсе приводят к летальному исходу.

Врачи обращают внимание: чтобы избежать осложнений, важно делать прививку только абсолютно здоровому ребёнку, не имеющему противопоказаний и аллергии на компоненты вакцины.

Немаловажное значение имеет качество вакцины, и тут зачастую родителям приходится слепо доверять врачам. Многие родители выбирают импортные препараты, считая, что они более качественные: очищенные и не содержат вредных примесей, а, значит, легче переносятся детьми и не вызывают аллергических реакций.

Мнения

Екатерина Юрьева, частный педиатр, мама дочки (Санкт-Петербург)

— Прививки, безусловно, нужно делать. Современные мамы часто не имеют представления о болезнях, от которых защищают вакцины.

Дифтерия может, помимо летального исхода, привести к порокам сердца, бесплодию. Столбняк вызывает страшные мучения. Корь, коклюш, туберкулез и гепатит В очень распространены и особенно опасны для маленьких детей. Именно поэтому основную вакцинацию проводят в первый год жизни.

Младенцы легче переносят прививки, и нет смысла откладывать их на более поздний срок, если для этого нет показаний. Конечно, руководствоваться следует здравым смыслом. Перед первыми прививками необходимо проконсультироваться с неврологом, сдать анализ крови и мочи. Не забывайте, что вакцинация проводится только здоровому ребенку.

Анна Ганина, врач-педиатр, мама троих детей (город Кемерово)

— Да, у прививок есть неприятные последствия: от лёгких, к каким я отношу недомогание, боль в месте инъекции, капризность, до тяжёлых, вплоть до летального исхода. Но также я знаю, какие могут быть последствия от тех заболеваний, которые мы почти не видим сегодня, и всё благодаря вакцинации.

Количество серьезных негативных реакций на вакцину существенно меньше, чем риск от тяжёлых форм инфекций, от которых эти вакцины защищают.

Сейчас нам кажется: да что там, полиомиелит! Врачи надумывают. А вы посмотрите документальные фильмы об эпидемии полиомиелита в середине 20 века в США. Сотни парализованных и умерших. Это реальность, которой менее ста лет.

Качество отечественных вакцин особо не меняется с момента их первого выпуска. Они содержат антигены, которые нужны для выработки иммунитета, консерванты для хранения, адсорбенты для того, чтобы мелкие молекулы антигенов проще было найти клеткам нашей иммунной системы.

Есть вакцины, которые содержат весь перечисленный набор, например, АКДС, есть такие, в которых не все эти компоненты. Ничего лишнего. Многие боятся ртути и формальдегида, но те количества, в которых они есть в некоторых вакцинах настолько малы, что за день те же вещества мы получаем из воздуха с выхлопными газами или порцией рыбы в гораздо большем количестве.

Валентина Рубцова, актриса театра и кино, мама шестилетней дочери (город Москва)

— Я, безусловно, за прививки. Перед тем, как ставить прививки своему ребёнку, я консультировалась с компетентными в этой области людьми, разговаривала с ведущими иммунологами Москвы. Кроме того, сама анализировала то, что происходит вокруг нас.

Ставить прививки, на мой взгляд, необходимо. Ведь статистика заболеваний в нашей стране, увы, неутешительная. Эпидеомологическая ситуация оставляет желать лучшего.

Конечно, есть определённый риск, связанный с прививками, и мы, как родители, очень переживали за свою дочь перед каждой вакциной. Перед некоторыми прививками я просто плакала от безызвестности: кто знает, как ребёнок отреагирует, какие будут последствия? Но вакцинация необходима для здоровья ребёнка, для его защиты от серьёзных заболеваний, таких, как, например, гепатит и туберкулёз. Я и сама ставлю необходимые прививки, потому что данные говорят за себя: заболеваемость растёт, а вакцина способна защитить от опасной болезни.

Мы тщательно выбирали вакцины для своей дочери. В основном, конечно, ставили зарубежные. Они очищенные, проверенные, их рекомендуют уважаемые врачи, и дети гораздо легче переносят импортные вакцины.

Юлия Плотникова, психолог, мама четверых детей (город Кемерово)

— Троим своим дочерям я не ставила и не ставлю никаких прививок. Первой дочке по неопытности поставила АКДС, о чём потом очень пожалела. Были неприятные последствия от вакцины: у ребёнка сильно поднялась температура.

К слову, у меня самой в младенчестве были плохие последствия от АКДС: я оказалась в больнице с очень высокой температурой, у меня выпали волосы — в общем, ужас. После этого моя мама отказалась от вакцинации меня и моей сестры.

По собственному опыту могу сказать, что отказ от вакцинации положительно повлиял на моих детей. Они спокойно ходят в детский сад, не болеют, у них прекрасный иммунитет и крепкое здоровье. Я объясняю их сильный иммунитет в том числе тем, что они достаточно долгое время были на грудном вскармливании.

Я знаю, как поддержать здоровье детей с помощью траволечения, хорошего питания и психологии. Я уделяю большое значение психосоматике, поэтому прекрасно понимаю, почему возникает та или иная проблема со здоровьем ребёнка. Важно знать, что поднять иммунитет малыша можно с помощью психологической атмосферы в семье, любви и взаимопонимания.

Екатерина , Instagram-блогер, «фитнес-мама», сыну 3 года (город Санкт-Петербург)

— Я за грамотную вакцинацию, если она сделана, когда ребёнок не болен, у него нет аллергии на какие-то из компонентов вакцины и отсутствуют противопоказания.

Мы делали сыну все прививки сразу с рождения, далее по европейской схеме: ставили комплексные вакцины.

Причин сразу несколько — противопоказаний у нас не было, я заранее знала, что при отсутствии вакцинации в период «эпидемии» таким детям могут отказать в зачислении в дошкольное учебное заведение и даже школу, в некоторые страны выезд запрещён и прочие моменты.

Уже не первый год среди мам и пап активно обсуждается вопрос «прививки за и против». Полемика не затихает ни на минуту, к ней присовокупляются мнения различных специалистов, причем далеко не всегда медицинского профиля, как в пользу прививок, так и отрицающие их. Если добавить сюда популистские высказывания о вреде «вмешательства в силы природы», пугающие истории о побочных эффектах вплоть до смерти детей, то станет понятно, почему все больше родителей начинают отказываться от прививок. Но вопрос «прививки за и против» это вопрос здоровья детей, требующий самого тщательного и взвешенного подхода.

Прежде всего, что такое прививки и зачем они нужны? Прививки или вакцинация - это метод защиты организма от опасных инфекций путем введения внутрь убитого или ослабленного возбудителя (его компонентов).В результате такого введения происходит ответ иммунной системы выработкой антител, то есть человек становится как бы «уже переболевшим» этим заболеванием и невосприимчивым к нему в дальнейшем. В этом случае польза прививок очевидна. Существует много смертельно опасных заболеваний (полиомиелит или эпидемический детский паралич, дифтерия, столбняк и т.д.), весьма распространенных ранее и неизлечимых до сих пор, но их массовому «победному» шествию помешало именно введение прививок. Что же касасется вмешательства в «естественные защитные силы организма», то увы, мы уже давно не живем в естественных условиях, а наоборот, проживаем в городах- мегаполисах, которые, по сути, являются «неестесвенным» скоплением людей, очень благоприятным в плане распространения различных инфекций.

Как и у каждого лекарства, у прививок имеется и «обратная сторона медали» в виде побочных эффектов, на которые, в основном, и делают упор противники вакцинации. Самое грозное осложнение - это развитие болезни, от которой прививка призвана защищать. Да, при применении «живой» вакцины это возможно. Так было, например, в Америке в сороковые годы, когда разрабатывали препарат против молиомиелита. Но, во-первых, это было на заре развития этого направления в медицине, а современные технологии выработки вакцины сводят к минимуму подобный риск, а во вторых, заболевание протекает все же в значительно более легкой форме и в подавляющем количестве случаев у детей с пониженным иммунитетом.Поэтому имеют твердый Цифры статистики говорят, что частота подобных осложнений на сегодняшний день составляет 1 случай на примерно 100 000 привитых. Ещё одним осложнением является возможная аллергическая реакция на компоненты препарата. Но современная медицина располагает арсеналом сильнодействующих противоаллергических средств практически мгновенного действия, поэтому своевременно оказанная медицинская помощь позволяет с успехом справиться и с этой «напастью».

Если все же возникает сомнение, стоит ли делать прививки, то стоит просто подумать и представить себе - от каких страшных болезней они защищают. В последнее время в обсуждениях прививки за и против часто встречается мнение, что раз нет распространения заболеваний, то они уже побеждены и защищаться от них не надо, но это очень опасное заблуждение! Дело в том, что среди населения должна существовать так называемая "иммунная прослойка» которая и сдерживает массовое проявление болезни. На практике это означает, что привитыми должны быть не менее 80% от всех потенциально подверженных риску заболеть. уменьшает эту спасительную прослойку, делая возможными вспышки инфекций и первыми жертвами их становятся именно непривитые дети. Практика показывает, что в последние годы участились именно такие случаи заболевания, например, дифтерией со смертельными исходами.

Учитывая все вышеизложенное в полемике «прививки за и против» можно ставить жирную точку, так как необходимость их очевидна. Исключение составляют только дети с пониженным иммунитетом, которым прививка действительно может повредить. Но в каждом конкретном случае решать вопрос о необходимости медотвода должен только врач.