9 происхождение и развитие психики рисунок. Возникновение и развитие психики. Развитие психики и возникновение сознания

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психика и отражение. Главное положение психологической теории деятельности А. Н.Леонтьева заключается в том, что психика есть «функциональный орган» деятельности и поэтому не может быть изучена отдельно от нее (понятие «функциональный орган» было введено в науку А.А. Ухтомским).

Каждый орган (в том числе функциональный) выполняет в той системе, в которую он входит, определенную работу. Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно-регулирующую функцию, т.е. решает задачи 1) отражения мира, в котором субъект действует, и 2) регуляции на основе полученного образа мира деятельности субъекта. Психическое отражение мира субъектом имеет особый характер.

П.Я.Гальперин выделяет четыре уровня (вида) действий, которым соответствуют разные формы отражения мира (отражение здесь есть сторона взаимодействия).

Первый уровень — уровень физических действий. Взаимодействие двух физических объектов приводит к появлению отпечатков (следов) на их поверхности или каким-либо другим изменениям их структуры. Особенностью физического отражения является принципиальная «безразличность» данного следа для физического объекта; например, этот след никак не используется им для продления времени своего существования. Напротив, различные физико-химические процессы, происходящие в результате отражения одним физическим объектом другого, могут привести к возрастанию деструктивных процессов в них и даже к полному разрушению объектов.

Для живого существа характерно уже небезразличное отношение живой системы к обмену веществ между ней и средой — обмен веществ не только не разрушает живую систему, а, напротив, поддерживает ее существование. Поэтому отражение среды организмом активно. П.Я.Гальперин называл этот уровень действий живой системы уровнем физиологических действий, предполагая при этом необходимость особого типа отражения — физиологического. Активность живой системы выражается на этом, втором уровне в определенном учете меняющихся условий среды (так, например, в жаркий летний день устьица листьев некоторых растений закрываются для уменьшения испарения воды и предотвращения необратимых ее потерь) и поддержании на должном уровне постоянства внутренней среды организма, для чего существуют специальные системы контроля и регуляции. Многим живым организмам вполне достаточно таких форм активности и соответствующих форм отражения мира для продолжения своего существования и размножения (представители царства растений живут подобным образом).

Однако с появлением необходимости существования в иных условиях, требующих новых форм активности и соответствующих форм отражения, что происходит в филогенезе с возникновением предметно расчлененной среды, появляется собственно деятельность субъекта и психика как особая форма отражения субъектом его мира на смысловом уровне (П. Я. Гальперин назвал этот уровень — третий в его классификации — уровнем действий субъекта). Далее следует уровень действий личности, который мы рассмотрим позже, поскольку не определили еще понятие «личность».

Проблема возникновения психики.

Различные точки зрения на решение проблемы возникновения психики.

Проблема возникновения психики всегда считалась одной из самых трудных проблем психологической науки. Затруднения вызывало то обстоятельство, что как будто бы нет объективных критериев «одушевленности». Тем не менее, на протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии. Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных

психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт);

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей

как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее

возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза);

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого

существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель);

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий

психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Современная физиология пришла к выводу, что в эволюции живой природы существует примат функции над органом, т.е. перед живым организмом (в связи с изменившимися условиями жизнедеятельности) сначала возникает задача новых форм приспособления к окружающим условиям — задача изменения форм поведения (деятельности) в среде — и, как следствие, появляются морфологические изменения, т.е. соответствующие органы, которые могут наиболее адекватно выполнять соответствующие функции. Первоначально ориентировочную функцию организма в среде выполняла протоплазма одноклеточного организма. Впоследствии эволюция психики как функции жизнедеятельности организмов привела к появлению сначала менее дифференцированной, затем более дифференцированной нервной системы, обеспечивающей более адекватное приспособление животных к миру. Естественно, появление нервной системы выступило, как отмечал зоопсихолог К. Э. Фабри, необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики.

Проблема субъективных и объективных критериев психического. Выше мы уже говорили, что категория деятельности была введена в психологию для преодоления постулата непосредственности. При сохранении данного постулата невозможно было научно объяснить наблюдавшиеся различия в субъективных переживаниях одного и того же объективного стимула разными субъектами. Вводя в психологию категорию деятельности, школа А. Н.Леонтьева рассматривала деятельность не просто как «третье звено» в системе отношений «субъект — объект», а как реальность, объединяющую в единое целое эти «два полюса» взаимодействия. Поэтому, чтобы понять субъективные переживания, необходимо изучение деятельности субъекта в мире объектов. При этом субъект, действуя в мире, отражает его «через призму» деятельности. Психическое отражение поэтому не просто активно — оно деятельностно. Именно посредством деятельности субъект психически отражает мир, т. е. психика и деятельность онтологически тождественны.

Гипотеза А.Н. Леонтьева об условиях возникновения чувственности в процессе эволюции.

Этапы психического развития в филогенезе (по А.Н.Леонтьеву).

Индивидуально-изменчивое и врожденное поведение животных.

Порождение психики в деятельности субъекта и ее функции в ней (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире. Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»). Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально. В своих исследованиях А. Н.Леонтьев выделяет три основные стадии психического развития животных в филогенезе: I) элементарной сенсорной психики, 2) перцептивной психики, 3) интеллекта.

На низшем уровне элементарной сенсорной психики деятельность животных (главным образом, простейших, хотя на этом уровне развития, по мнению К. Э. Фабри, находятся также большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) носит весьма примитивный характер. Простейшие осуществляют в жидкой среде разнообразные типы движений (кинезов), представляющих собой элементарнейшие инстинктивные движения: ортокинез (поступательное движение с переменной скоростью), клинокинез (движения с поворотом оси тела на определенный

угол) и др. Каждый из типов кинезов имеет свои наследственно фиксированные механизмы пространственной ориентации, которые называются таксисами. Существуют положительные таксисы (способность двигаться в сторону благоприятных условий среды) и отрицательные таксисы (способность простейших удаляться от неблагоприятных условий). При этом пусковыми и направляющими стимулами для таксисов (и соответственно кинезов) являются градиенты (перепады в величине) внешних раздражителей.

Простейшие реагируют не только на тактильные стимулы, но и на химические раздражители, электрический ток, некоторые из них — на свет. При этом у кого-то из них наблюдается положительный фототаксис (эвглена зеленая, которую зоологи относят и к животным, и к растениям), а у кого-то — отрицательный фототаксис (некоторые виды амеб и инфузорий). При всех различиях в таксисах для простейших характерен, как пишет К. Э. Фабри, не активный поиск благоприятных раздражителей, а избегание неблагоприятных. При этом надо отметить еще одно примечательное обстоятельство: на данном уровне развития живой материи очень трудно разграничить раздражимость как отражение биотического раздражителя и чувствительность как реакцию на биологически нейтральный стимул.

Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения (он характерен для многих многоклеточных беспозвоночных — высших червей, иглокожих и др.) тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. Хотя и здесь связь функции и органа не прямая: коловратки, например, обладая билатеральной нервной системой, специализированными сенсорными и моторными нервами, недалеко ушли по своим психическим способностям от инфузорий. И здесь все зависит от конкретных условий жизнедеятельности, ставящих перед животным более или менее сложные задачи. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств, которые, вероятно, в начале эволюции были «плюромодальными» (выполняющими несколько функций). Остатки этой плюромодальности можно увидеть в том, что, к примеру, у кишечнополостных имеются осязательные клетки с волосками, которые выполняют также и обонятельную функцию. Ассоциативные связи формируются на этом уровне с трудом и сохраняются недолго. У животных также отмечается привыкание. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности — выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, например, для собаки, как пишет А.Н. Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т.е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет.

Таким образом, и здесь подтверждается общая закономерность соотношения образа и процесса: деятельность по отношению к предмету осуществляется с учетом конкретных условий (поэтому-то выделяются операции как разные способы достижения биологически полезного результата в разных условиях), тогда как в образе мира представлены лишь целостные предметы, а не ситуации (т.е. предметы в соотношении друг с другом). Надо отметить, что сам А.Н.Леонтьев связывал появление перцептивной психики с переходом к наземному образу жизни и поэтому считал, что у рыб как низших позвоночных животных еще нет перцептивной психики.

Однако исследования К. Э. Фабри и других зоопсихологов показали, что перцептивная психика (пусть и в элементарной форме) присутствует даже у высших беспозвоночных (высшие членистоногие и головоногие моллюски), хотя у них по-прежнему большую роль играет и элементарная сенсорная психика. Одним из доказательств наличия у насекомых перцептивного отражения мира являются факты восприятия ими геометрических форм.

На низшем уровне перцептивной психики уже в полном объеме представлено и общение особей друг с другом, особенно впечатляющее у насекомых, живущих в высокодифференцированных сообществах (муравьи, пчелы). Передача информации от особи к особи осуществляется химическим образом (например, в виде пахучих меток у муравьев, интенсивность которых зависит от величины найденного муравьями корма), а также в виде знаменитых танцев пчел. У насекомых появляются также ритуализированное бранное поведение («ухаживание»), территориальное поведение, выражающееся в защите своей собственной территории (так, самцы стрекоз, например, ежедневно облетают свою территорию, зрительно фиксируя основные и дополнительные места отдыха, зоны для откладки яиц самками и т. п., при этом замеченные ими другие мужские особи отгоняются). Несмотря на то, что огромную роль в поведении данного типа играют инстинктивные механизмы (врожденная программа совершения соответствующих движений), совершенствование инстинктивного поведения происходит в индивидуальном научении. Поднимаясь далее по эволюционной лестнице, мы находим организмы, которые

располагаются на границе между собственно низшим и высшим уровнями перцептивной психики (низшие позвоночные — круглоротые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). У птиц и млекопитающих (высших позвоночных) уже можно обнаружить развитие собственно высшего уровня перцептивной психики. Усложняющаяся деятельность животных находит свое выражение в развитии опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движениях, которые у некоторых высших позвоночных (обезьян) приобретают характер практического анализа (расчленения) объекта и тем самым способствуют получению разнообразной информации о предметах, которыми животные манипулируют.

При дальнейшем развитии органов чувств и соответствующих сенсорных способностей качественно развиваются и сенсорные обобщения. Если рыбы способны создать обобщение «треугольник» на основе соответствующих геометрических фигур разной величины и отличить его, например, от квадрата только в условиях правильного их расположения (стоит перевернуть треугольник — и он не узнается рыбой), то млекопитающие распознают эту фигуру в любом положении. Можно также отметить у высших позвоночных наличие зрительных представлений.

На этом уровне развития перцептивной психики возникают также специфические формы общения животных друг с другом, защиты территории и т.п., которые будут предметом специального изучения в курсе зоопсихологии. Появляются навыки и игры животных, которые совершенствуют операции, выделившиеся в структуре их деятельности. Благодаря игре происходит дальнейшее развитие деятельности животных — в игре операции отделяются от породившей их деятельности и приобретают в известном смысле самостоятельный характер (играя, молодое животное совершает движения преследования добычи и «борьбы» с ней, хотя никакой «добычи» не получает).

В качестве третьей стадии развития психики А. Н.Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности. Обобщая известные к тому времени исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян, он выделял следующие характеристики деятельности животных на этой стадии:

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху

проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования

операций на стадии перцептивной психики;

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без

новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявлении аналогичной задачи);

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий

круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой;

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например,

чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью

другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать

собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.

Таким образом, первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл. В процессе осуществления разных видов двухфазной деятельности и в последующем переносе найденного принципа решения на другие задачи животное ставится перед необходимостью соотнести между собой участвующие в решении задачи элементы ситуации (две палки и плод) — тем самым возникает возможность отражения мира уже не в форме отдельных целостных предметов, а в форме отражения отношений между предметами, или, иначе, целостных ситуаций.

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде - см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического явления, имеющего определенное начало, динамику и конец. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и регуляторные (внимание и воля). Вся психическая деятельность человека это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Кроме этого, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психическое состояние – относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида: мотивационные (желания, стремления); эмоциональные; волевые (решимости); различных уровней организованности сознания (разные уровни внимательности). Сюда также входят состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

Важно помнить, что психика гетерохронна – то есть отдельные её функции имеют различные возраста (какие-то из них полностью формируются очень рано, а некоторые достаточно поздно).

Структурная схема психических явлений (по Ананьеву)

Помимо этого, в сложных феноменах психической деятельности выделяют три основных компонента: функциональный, операциональный и мотивационный. Соотношение этих трех компонентов претерпевает существенные изменения в процессе индивидуального развития.


Функциональные механизмы связаны с определенными мозговыми структурами и являются эффектом их деятельности, они детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человека. К психофизиологическим функциям относятся сенсорные, моторные, логические, мнемические, вербальные. Тренировка психофизиологических функций в процессе деятельности, образование систем временных связей служит основой для развития операциональных механизмов, их образование опосредуется социальными, техническими и культурными компонентами деятельности.

Операциональные механизмы не содержатся в самом мозге, они усваиваются индивидом в процессе его социализации и носят конкретно-исторический характер. Примером операциональных механизмов могут быть операции различения, опознания, идентификации в процессах восприятия; операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. в мышлении.

Мотивационные механизмы включают все уровни мотивации от органических потребностей до ценностных ориентаций. Функциональные и мотивационные механизмы выступают как базисные образования, пронизывающие все психические явления человека и оказывающие на них влияние.


Проблема возникновения психики всегда считалась одной из самых трудных проблем психологической науки. Затруднения вызывало то обстоятельство, что как будто бы нет объективных критериев «одушевленности». Тем не менее на протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А.Н. Леонтьев выделили следующие позиции:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности – психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика – душа – есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Современная физиология пришла к выводу, что в эволюции живой природы существует примат функции над органом, т.е. перед живым организмом (в связи с изменившимися условиями жизнедеятельности) сначала возникает задача новых форм приспособления к окружающим условиям - задача изменения форм поведения (деятельности) в среде - и, как следствие, появляются морфологические изменения, т.е. соответствующие органы, которые могут наиболее адекватно выполнять соответствующие функции. Первоначально ориентировочную функцию организма в среде выполняла протоплазма одноклеточного организма. Впоследствии эволюция психики как функции жизнедеятельности организмов привела к появлению сначала менее дифференцированной, затем более дифференцированной нервной системы, обеспечивающей более адекватное приспособление животных к миру. Естественно, появление нервной системы выступило, как отмечал зоопсихолог К. Э.Фабри, необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики.

В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ.

Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. На данном этапе развития организмы реагируют только на биотические раздражители и основными видами их активности являются тропизмы (движения в направлении, определяющемся влиянием биологически значимых раздражителей). Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.

Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни.

Стадии развития психики и поведения животных (по Леонтьеву и Фабри)

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Сознание как высшая форма человеческой психики

Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости : объективная , или Мир , и субъективная , или «Я », личное переживание, отношение к предмету.

В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

- чувственное содержание , которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания;

- значение – это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;

- смысл – это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.

1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира .

2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.

Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание . Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными .

Заключение

Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

1. Элементарная чувствительность.

2. Предметное восприятие.

3. Отражение межпредметных связей.

С появлением человека начинается история новой ступени психики – история развития человеческого сознания.

Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Список использованной литературы

1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

2. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.

4. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)

5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)

7. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.

8. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538с.

8 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи - это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство - жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные, человек с его сознанием, которое представляет собой высочайшее порождение материи.

Возникшая на определенной ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменившись и усложнившись, психическое отражение приобретает у человека новую форму - форму сознания. Сознание порождается жизнью в обществе и теми общественными отношениями, которые определяют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная и продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, которое регулирует деятельность субъекта, находит свое воплощение в ее продукте и в этой форме оно и выступает для человека.

Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна.

Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением ее продукта и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме. Поэтому осознанное это всегда также словесно определенное. В этой своей функции не только язык является средством общения людей, но также действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание не исчерпывает ее.

При этом человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, и которые скрыты от его самосознания.

9 РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ

Наличие психики обязательно связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Следовательно, психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат. Таким образом, психология - это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Следует отметить, что возникновение психики - это результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью - способностью реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужно нервной системы, собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Развитие психики на основе усложнения нервной системы происходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система далее способствует усложнению приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное, качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к более сложным.

В зависимости от уровня развития нервной системы в психической деятельности различают три типа поведения животных (как способы приспособления к окружающей среде): инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознание. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это в свою очередь открывает возможности для совершенствования самого себя, самоконтроля, самовоспитания. Таким образом, сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.

Характера; анализ нормы и патологии в разных культурах. Имеются попытки и более широких классификаций направлений психологической антропологии. Наиболее полный их перечень под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский культурантрополог Ф. Бок (см. Bock , 1988). Первая школа – психоаналитическая антропология, состоящая из двух подходов: а) ...

Функцию. Личность стремится снять с себя вину, увидеть событие в ином свете, чем оно реально происходило, следствием этого является самообман как психологическое средство "эго-защиты". При анализе педагогической ситуации конфликтного типа студенты выделяют несколько форм психологической защиты: а) личность пытается сохранить смысловую значимость мотива, реально отвергнутого выбором данного...

И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

Вопрос 3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.

Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую действительность.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в совей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации.

Проблема возникновения и преобразования чувствительности из раздражимости - это проблема возникновения психики в процессе эволюции, так как ощущение является элементарной формой психики.

По Леонтьеву чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира, которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности и психики.

Стадии развития психики (Леонтьев):

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Приспособление к более сложной, вещно оформленной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов - органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика - способность отражения отдельных свойств среды.

2. Стадия перцептивной психики.

С переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции).

3. Стадия интеллекта.

Еще большее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных “ситуаций”.

Стадия интеллекта характеризуется:

1) способностью быстро находить нужную операцию,

2) способностью запомнить найденную операцию без многочисленных повторений,

3) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными.

Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

Стадии Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Элементарная, сенсорная Предметная среда Свойства среды Ощущения Инстинкт (врожденные формы поведения)
Перцептивная Отношения предметов Различение предметов в форме образа Образы Навык (поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий)
Интеллект Отношение предметов. Предметные ситуации, функциональные понятия. Интеллект (Келлер: признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем)

Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности.

Бюлер выделял следующие этапы развития психики :

1. Инстинкты.

Под инстинктами понимаются действия или акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и индивидуапьного опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются безусловные рефлексы.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения могут быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или действия).

3. Зачатки интеллекта.

Закладываются у животных уже в рамках инстинктивного поведения. Интеллектуальное, разумное поведение должно быть адекватно ситуации, целесообразно используя соотношения между предметами для воздействия на них.

На ранних ступенях развития интеллект и его элементы выступают внутри инстинкта или навыка, а на высших - инстинкт и навык проявляются внутри или на основе интеллекта, который осмысливает, контролирует и реализует их.

Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики :

1. Предисторические формы поведения - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами (простейшие).

2. Основанные на биологических формах существования , вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения.

3. Основанные на исторических формах существования , вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.

Леонтьев: в качестве объективного критерия психики рассматривал способность живых существ реагировать на биологически нейтральные объекты (те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ). Отражение биологически нейтральных свойств неразрывно связано с качественно новой формой активности – поведением.

Таким образом, раздражимость (способность реагировать на биологически значимые раздражители) сменяется чувствительностью (способность реагировать на биологически не значимые раздражители).

Психика – результат деятельности особым образом организованной материи мозга, заключающийся в идеальном субъективном отражении объективного мира и выполняющий роль регулятора поведения и деятельности.

Главные тенденции развития психики:

1. Усложнение форм психического отражения

2. Усложнение форм поведения (=двигательной активности)

3. Совершенствование способности к индивидуальному научению

Леонтьев выделяет 4 стадии эволюционного развития психики:

Строение нервной системы Способности психического отражения Особенности поведения
(1) стадия элементарной сенсорной психики
§ Диффузная НС (кишечно-полостные) § Цепочечная НС (черви) § Ганглиозная НС (насекомые) § Чувствительность не дифференцирована § Нет образа предмета в целом (только отдельные свойства) § Ведущая форма поведения – инстинкт (цепь врожденных, жесткозакрепленных, безусловных рефлексов; конец одного=начало другого)
(2) стадия перцептивной психики
§ Головной и спинной мозг § Кора § Сложные, диффе - ренцированные клетки мозга (собака) § Восприятие целого § Зачатки памяти § Появление представлений § Инстинкт § Навык (цепь отобранных и заученных движений = более гибкая форма поведения)
(3) стадия интеллекта или ручного мышления
§ Усложнение и дифференцирование мозга § Лобные доли § Увеличивается вес мозга – 300/400 гр. (обезьяна) § Отражение связей и отношений между предметами (носит внешний характер) § Инстинкт § Навык § Ага-реакция § Запоминает операцию без многократных повторений § Перенос выученного в другие условия § Способность решать двухфазные задачи
(4) стадия сознания
§ Усложнение структуры мозга § Особое развитие лобных долей § Увеличение количества нервных клеток § Увеличивается вес мозга – 1200/2000 (человек) § Отражение существенных и закономерных связей § Рациональное логическое мышление § Появление языка § Появление сознания § Трудовая деятельность, для которой характерно несовпадение предмета и мотива труда § Появление общественной деятельности § Коммуникативная и сигнификативная функции языка

Бюлер выделял этапы развития психики по ведущим видам деятельности :

1. Инстинкт – действия или более сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от научения и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основной механизм инстинкта – безусловный рефлекс.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения – новые реакции или действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически (=навыки).

3. Интеллект – поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношение к объективным условиям, ситуациям в которых осуществляется поведение, и к истории развития человека, осуществляющего поведение. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.

Рубинштейн выделял:

1. Предысторические формы поведения – поведение регулируется физическими градиентами, определяется физико-химическими процессами (простейшие).

2. Неосознанные формы поведения – основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные.

3. Сознательные формы поведения – основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющие среду.

Вопрос 4. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер).

Вильгельм ВУНДТ (16 августа 1832 - 31 августа 1920) - немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии.

В 1861г Вундт изобретает первый злементарньй прибор специально для целей экспериментального психол. исследования.

В 1879 году организовал в Лейпцеге первую в мире лабораторию физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х в Институт экспериментальной психологии, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки.

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии "Философские исследования".

Первые экспериментальные работы Вунтда и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.

Оформившаяся как самостоятельная наука в середиие 19 века психология по своим философским основам была наукой 18 века. Не Фехнер и Вундт, а великие философы 17-18 века определили ее методологические основы. Оформление психологии как экспериментальной дисциплины у Вундта проходило уже в условиях назревавшего кризиса ее философских основ. Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология- рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой, выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания , в том числе его чувствительные элементы , изучил его структуру и объем .

Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, единицы изучения сознания: объективные (идущие от объекта) и субъективные . Объективные единицы - простые впечатления. Субъективные впечатления - душевные движения, чувства.

Элементы сознания : объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка.

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются.

Особенности научной психологии в период ее становления : “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

С Вундта психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии - осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы.

Вундт: Испытуемых необходимо обучать методу интроспекции.

Сознание - структура, разлагающаяся на элементы. У нее есть объем (центр, границы, периферия). У объема сознания есть качество - целостность. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое.

Чем отличается центр и периферия сознания? Состояния внутри поля внимания обладают отчетливостью (отделенностью от других элементов сознания). Поле внимания отделено от остальной сферы сознания, а его элементы отделены друг от друга.

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер . В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно.

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения ).

Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом . Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J , где Е – чувствительность и J – пороговая величина раздражителя.

Наряду с этим сущестует и верхний абсолютный порог , т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

Э.Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной : ∆J/J = K , где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С , где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера .

Выделение психологии как самостоятельной науки произошло в результате развития психологического комплекса знаний в философии и развития естественно научных дисциплин: физиологии, физики, математики, биологии. Ни философская психология, ни науки об организме человека не были в состоянии снять противоречие между идеалистическими и материалистическими представления о природе человека. Стало очевидно, что существует класс явлений, который следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики.

Вундт (1832-1920) основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 г. В 1881 начал выпускать первый психологический журнал «Философские исследования», с 1889 проходят международные психологические конгрессы, в институте Вундта образовалась первая международная школа подготовки профессиональных психологов, обеспечившая формирование мировой организационной структуры психологической науки.

Работа Вундта «Основы физиологической психологии» (1873-1874) , в которой он описал программу развития психологии:

M Основной метод исследования – интроспекция

M Цель исследования – получение данных о структуре сознания, путем выделения чистых его элементов

M Материал сознания – «сенсорная мозаика»

M Предмет психологии – непосредственный опыт субъекта (феномены сознания)

Вундт вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства.

Сознание – совокупность разрозненных элементов, дополненное апперцепцией; фокусирующий центр сферы сознания – универсальный объяснительный принцип Вундта.

Высшее же процессы (не ощущения и элементарные чувства) надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты человеческого духа Õ 10-ти томный труд Вундта «Психология народов».

Психофизика – наука, изучающая отношения между величинами раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.

В основе психофизики заложена идея – психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически.

Фехнер исходил из 2-х положений:

1. Сенсорная система человека – измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

M Описал схему построения психического образа (повторяет современную схему процесса восприятия):

Раздражение (физика)Õвозбуждение (физиология)Õощущение (психология)Õсуждение (логика)

M Включил элементарные ощущения в круг интересов психологии, до этого ими занимались только врачи и физики

M Вывел формулу, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна интенсивности раздражителя (хотя в дальнейшем обнаружилось, что формула не универсальна, ее появление стало началом введения в психологию строгих математических мер.

M Разработал 3 основных метода психофизики:

v Метод средней ошибки

v Метод постоянного стимула

v Метод границы

Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

Вопрос 05. Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии.

Развитие психологической науки в России носило специфическо-определенный характер, шло по линии физиологической психологии. В отличие от метода интроспекции в России разрабатывалась рефлекторная теория. Отправной точкой является работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863).

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - основоположник русской физиологической школы - открыл явление торможения в центральной нервной системе. И.М.Сеченов получил медицинское образование в Московском университете. Позже он защитил диссертацию в Медико-хирургической академии в Петербурге и был назначен профессором.

В первые же годы работы профессор Сеченов начал говорить студентам о большой роли внешней среды в жизни организмов. Именно с ней связана жизнедеятельность организма; выделить организм из окружающей его среды невозможно: они неразрывны. Все сложные проявления жизни животного связаны с деятельностью центральной нервной системы. Полученное извне раздражение влечет за собой возбуждение соответствующей части нервной системы, а оно побуждает к деятельности те или иные органы. Внешне это выражается в различных действиях, в движениях.

Всякое раздражение вызывает тот или иной “ответ” нервной системы - рефлекс. Рефлексы бывают простые и сложные, но любой из них проходит через рефлекторную дугу. Она состоит из проводящего пути (от точки раздражения до мозга), замыкательной части (соответствующий участок мозга) и центробежной части (нерв и тот орган, через которые будет дан “ответ”, т. е. осуществлен рефлекс).

Кроме того, Сеченов обнаружил, что центры торможения находятся в головном мозге. Это явление получило название сеченовское торможение. Открытие Сеченовым явления центрального торможения имело огромное значение. Оно позволило точно установить, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов - возбуждения и торможения.

Результаты своих наблюдений Сеченов обобщил в своей книге “Рефлексы головного мозга”. Он старался показать здесь, что вся сложная психическая жизнь человека не есть проявление какой-то загадочной “души”. Поведение человека зависит от внешних раздражений. Нет их - нет и психической деятельности.

“Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”, - утверждал Сеченов. И он доказывал это в своей книге, которая была. объявлена крамольной: ведь ее автор отрицал божественную природу души человека, утверждал, что такой души нет, и - о ужас! - доказывал это на опытах над... лягушками.

“Рефлексы головного мозга” указали новые пути для изучения высшей нервной деятельности. Материальная основа душевной жизни - головной мозг. Из его деятельности рождается весь внутренний мир человека, вся психическая жизнь. Так называемая душа есть не что иное, как продукт деятельности мозга.

Психология была до Сеченова наукой о нематериальной, “душевной” жизни. Сеченов заложил основы подлинно научной психологии, в которой нет места таинственной “душе”.

В 1870-1876 гг. Сеченов был профессором университета в Одессе, потом в Петербургском университете (1876-1888), затем в Московском (1889- 1901).

1873 – статья «Кому и как разрабатывать психологию». Впервые в отечественной психологии Сеченов поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического (1-ая программа развития психологии в России).

И.П.Павлов называл Сеченова отцом русской физиологии. И правда, с именем Сеченова русская физиология вошла в мировую науку и заняла в ней ведущее положение.

Сеченов - «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Предмет психологии различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые следует изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.

Основной метод – объективное наблюдение развития психических процессов, которое представляет собой путь от внешних форм (развернутых рефлексов) к кажущимся внутренними, но являющихся просто «свернутыми», форм действий – одна из первых концепций интериоризации .

1. Расширяется круг биологически значимых для организма раздражителей.

2. Организм становится раздражимым и по отношению к биологически не значимым раздражителям, которые являются сигналами наличия биологически значимых раздражителей.

Органы чувств неразрывно связаны с мозгом.

Выдвинул идею рефлекторности психики . Материальной основой сознания является рефлекторная деятельность головного мозга, все психические процессы рефлекторны по своей природе (экспериментально подтверждено Павловым).

Открыл принцип обратной связи применительно к явлению «проекции» образа в объективный мир. Он показал, что в образовании сложных объективизированных ощущений принимают постоянное участие мышечно-двигательные приборы органов чувств, являющиеся главными эффекторами, осуществляющими внешнюю реакцию данной чувствующей системы мозга.

Рефлекторная дуга – сцепление 3-х аппаратов:

Анализатор (начало психических явлений) Ô соединительный/замыкательный прибор (интеграция психических явлений) Ô исполнительный/рабочий прибор (двигательный компонент)

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение. В медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. M. Сеченова.

В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов . Он установил, что особые нервные волокна усиливают работу сердца. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе - особых нервных волокнах, регулирующих процессы питания в тканях, обмен веществ в них и тем самым воздействующих на работу органов и тканей.

Процессы пищеварения изучали и задолго до Павлова. Но ни один физиолог не открыл в этой области так много нового, как Павлов. В книге “Лекции о работе главных пищеварительных желез” Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях, о приемах работы. За этот труд он получил в 1904 г. Нобелевскую премию.

Изучая работу слюнных желез, Павлов заметил, что собака выделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее. Павлов занялся изучением условных связей . Для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре головного мозга образовалась связь между двумя раздражениями - условным и безусловным. Если, давая пищу (безусловный раздражитель), одновременно звонить колокольчиком (условный раздражитель) и проделывать это много раз, то появится связь между звуком и едой: возникнет новая рефлекторная дуга, образуется новая связь между различными участками мозговой коры. В результате при звуке колокольчика у собаки начинает выделяться слюна.

Но рефлекс может исчезнуть, затормозиться. Торможение имеет огромное значение в жизни организма. Благодаря ему происходит как бы сортировка раздражений: организм отвечает не на любое условное раздражение. В основе работы мозга лежат разнообразные комбинации возбуждения и торможения. Торможение - нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности.

Всевозможные раздражения, воспринимаемые органами чувств, - это сигнал внешней среды, окружающей организм. Такая система сигналов (сенсорные сигналы) - первая сигнальная система - есть и у животных, и у человека - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе тысячелетнего исторического развития, и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Павлов назвал ее второй сигнальной системой (речевые сигналы). Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы).

В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.

Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности . В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:

· Слабый (меланхолик).

· Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик).

· Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).

· Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

Павловское учение о высшей нервной деятельности - это не просто блестящая страница, вписанная в историю науки. И. П. Павлов - целая эпоха в науке. Он создал обширную павловскую школу в СССР, его учение оказало огромное влияние и на работу физиологов всего мира.

В итоге трудами Сеченова и Павлова в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

Павлов развил и конкретизировал идею рефлекторности психики:

Единицы поведения – безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители внешней среды) и условные рефлексы (реакции на нейтральные раздражители, которые приобретают сигнальное значение).

Выделил другие типы рефлексов : Ориентировочный, Рефлекс свободы, Рефлекс цели.

Учение о 2-х сигнальных системах:

1. Непосредственные условные раздражители (зрительный, слуховой, тактильный) + возбуждения, вызываемые ими в анализаторах, + условнорефлекторные процессы = первая сигнальная система

2. Словесные сигналы + вызываемые ими нервные процессы + система возникающих на этой основе временных нервных связей = вторая сигнальная система (поскольку слово является орудием обобщения вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения).

Разработал учение о высшей нервной деятельности .

В учении об анализаторах определил роль коры головного мозга в деятельности органов чувств.

Анализатор – сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем, то в высшем его отделе:

Рецептор (превращает внешнюю энергии в нервный процесс) Ô проводящие чувствительные нервы Ô мозговые концы анализатора или воспринимающие центры коры больших полушарий

Работа отдельных анализаторов и их взаимная связь находится в зависимости от нервных процессов возбуждения и торможения по всей коре. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения – материальная основа ощущений. Виды коркового торможения : внешнее (безусловное) и внутреннее (условное, связанное с установлением временных связей в коре).

Вопрос 6. Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)- русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа.

В первый период (до 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии , однако, в отличие от И.М.Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы.

На втором этапе творчества (с 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев создает учение, названное им рефлексологией . По сути рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Бехтерева, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии.

Будучи врачом-невропатологом, Бехтерев под влиянием сеченовских “Рефлексов головного мозга” заинтересовался вопросами экспериментальной психологии. В то время уже были известны достижения экспериментальной лаборатории Вундта, куда приехал Бехтерев, чтобы овладеть новой наукой. Вернувшись в Россию, он создал в 1885 году при клинике душевных болезней Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии .

Бехтерев в своих психол. опытах использовал в качестве испытуемых душевнобольных. Конечно, они отличались от пациентов Вундта, программа которого строилась на субъективном методе, на предположении, что при тщательном наблюдении субъекта за процессами в собственном сознании удастся проникнуть в его структуру. На психически здорового человека можно было положить-ся. Но как быть с теми, у кого нарушена нормальная работа сознания? Уже одно это заставило Бехтерева усомниться в непогреши-мости вундтовой интроспекции (субъективного метода). Проделав огромную работу по изучению центральной нервной системы Бехтерев сосредоточился на объективн