Техника закапывания капель в нос ребенку. При медикаментозном лечении. Алгоритм самостоятельного проведения процедуры


Капли - это лекарственные средства, и закапывать их ребенку в глаза, ухо или нос можно только по назначению врача. Вместе с каплями в аптеке следует сразу приобретать и пипетки, если флакон с лекарством не имеет специальной крышечки-капельницы. Для капель в глаза, уши или нос пипетки должны быть отдельными.

Подготовка к процедуре:

Перед использованием пипетку промойте кипятком снаружи и внутри, пропустив через нее несколько раз горячую воду;

Приготовьте несколько кусочков чистой ваты;

При заполнении пипетки лекарством нужно следить, чтобы оно не попадало в резиновую часть пипетки, поэтому нужно держать пипетку строго вертикально;

Закапывать капли маленьким детям удобнее с помощником, который будет удерживать голову, руки и ноги малыша.

Техника закапывания капель в глаза:

1. Маленького ребенка положите на спину. Детям старшего возраста закапывать глаза можно в положении сидя.

2. В левую руку возьмите кусок приготовленной ваты. Указательный палец этой руки поместите на верхнее веко ребенка, а большой с подложенным под него кусочком ваты - на нижнее веко. Разводя пальцы, нижнее веко слегка оттяните вниз.

3. Правой рукой из пипетки введите 1-2 капли набранного лекарства на внутреннюю поверхность нижнего века, ближе к наружному (височному) углу глаза.

4. Снимите пальцы с век.

5. Легкими движениями вытрите глаз ватой по направлению от виска к носу.

Закладывание глазных мазей:

Закладывают мазь в глаза с помощью специальной стеклянной палочки, один конец которой сделан в виде лопаточки. Перед применением палочку обрабатывают кипятком. После остывания палочки, на область лопаточки выдавливают небольшое количество мази из тюбика.

1. Оттяните нижнее веко и очень аккуратно закладывайте мазь за край века у наружного края глаза.

2. Закройте глаз и слегка помассируйте веко для равномерного распределения лекарства.

3. После закладывания мази ребенок должен посидеть или полежать несколько минут с закрытыми глазами.

Техника закапывания капель в ухо:

1. Перед употреблением капли подогрейте, опустив на несколько минут флакон с лекарством в посуду с горячей водой. Проверьте температуру капель, капнув лекарство себе на тыльную поверхность кисти.

2. Ватным тампоном очистите наружный слуховой проход.

3. Уложите ребенка на бок больным ухом вверх.

4. Правой рукой наберите в пипетку капли, а двумя пальцами левой руки захватите верхнюю часть ушной раковины и оттяните ее перпендикулярно голове и немного вниз.

5. Закапайте в наружный слуховой проход ребенка столько капель лекарства, сколько назначил врач.

6. Закройте наружный слуховой проход чистой ватой (но следите, чтобы комочек ваты не проник в глубину слухового прохода).

Техника закапывания капель в нос:

Закапывать капли маленьким детям удобнее вдвоем с помощником. Помощник может держать ребенка на руках в полусидячем положении. Детям старшего возраста капли в нос можно вводить в положении лежа или сидя с запрокинутой головой.

1. Перед введением капель очистите нос ребенка от слизи и корочек: малышам при помощи ватного «фитилька», а дети старшего возраста должны высморкаться, освобождая поочередно правый и левый носовые ходы. Помните, что для каждого носового хода используется отдельный фитилек и одновременно обе ноздри прочищать нельзя. Детям грудного возраста очищать носовые ходы можно с помощью маленькой спринцовки, отсасывая слизь.

2. Наберите лекарство в пипетку.

3. Придерживая руками, чуть приподнимите кончик носа ребенка. Наклоните голову набок: при закапывании правой половины носа - влево, и наоборот.

4. Стараясь не касаться пипеткой слизистой оболочки носа, введите 2-3 капли лекарства.

5. Оставьте голову ребенка в том же положении в течение 30-60 секунд для равномерного распределения лекарства по слизистой оболочке.

6. В такой же последовательности введите капли в другой носовой ход.

Январь 26, 2015 admin Нет Комментариев

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В НОС

Оснащение: лоток для отработанного материала, перчатки

Стерильные:

  • лекарственное вещество
  • лоток,
  • пипетку,
  • марлевые шарики.

Алгоритм действия:

  1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход манипуляции, получить его согласие.
  2. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.
  3. Приготовить всё необходимое.
  4. Прочитать название лекарственного средства
  5. Дать информацию пациенту о лекарственном средстве, и его побочных действиях.
  6. Подогреть капли до 36-37 «С.
  7. При наличии отделяемого из носа очистить носовые ходы ватными жгутиками (турундами).
  8. Усадить пациента со слегка запрокинутой головой или уложить на спину без подушки.
  9. Взять марлевые шарики в правую руку, прижав их к ладони мизинцем.
  10. Взять пипетку в правую руку, набрать лекарственное средство.
  11. Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.
  12. Ввести пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
  13. Закапать 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
  14. Прижать марлевым шариком крыло носа к перегородке.
  15. Наклонить голову пациента в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
  16. Закапать через 1-2 мин. в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности.
  17. Продезинфицировать пипетки.
  18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Внимание!

При введении масляных растворов в нос, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо голову пациента максимально запрокинуть назад и закапать 5-6 капель. Пациент должен почувствовать вкус капель

Внимание! Перед введением капель в нос необходимо провести туалет полости носа, так как содержимое полости носа будет препятствовать всасыванию лекарственного средства

Метки: Манипуляции

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза, нос, ухо маленькому ребенку.

Декабрь 23, 2014 admin Нет Комментариев

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход.

II. ПОКАЗАНИЯ:

заболевания уха, горла, носа, глаз.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха, тревоги.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

стерильные атравматические пипетки, стерильные ватные шарики, лекарственные препараты, растительное масло, лотки для оснащения и использованного материала, дез. раствор, маска.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Введение капель в конъюнктивальный мешок маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме (и ребенку старшего возраста), объяснить им цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите с запрокинутой головой.

Выполнение процедуры:

  1. Наберите лекарственное средство в пипетку (держа пипетку вертикально)
  2. Возьмите в левую руку ватный тампон, оттяните нижнее веко (попросите ребенка посмотреть вверх).
  3. Правой рукой, фиксируя лоб ребром ладони, введите две капли лекарственного раствора в конъюнктивальный мешок. Пипетку держать под углом 40 .
  4. Промокните остатки капель ватным шариком от наружного угла глаза к внутреннему углу. Возьмите другой тампон и тем же способом закапайте капли в другой глаз.

Читайте так же про: Дородовой патронаж образец.

Окончание процедуры:

  1. Сбросьте шарики и пипетки в лотки для использованного материала.

ПРИМЕЧАНИЕ: детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки и ноги ребенка.

Введение капель в нос маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Прочтите вслух название препарата.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  3. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите со слегка запрокинутой головой.
  2. Очистите ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек с помощью ватных жгутиков с растительным маслом. Старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, зажав левый, а затем наоборот).
  3. Наберите лекарство в стерильную пипетку.
  4. Большим пальцем левой руки приподнимите кончик носа ребенка и наклоните голову набок (при введении капель в правый носовой ход - вправо, при введении капель в левый носовой ход - влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа) Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапайте 2-3 капли в правый носовой ход. Оставьте голову в наклоненном положении на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке. Спросите ребенка о самочувствии.
  5. Аналогичным способом введите капли в левый носовой ход.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработайте пипетки по правилам.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход(в ухо) новорожденному ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме (и ребенку старшего возраста) смысл манипуляции, получить информированное согласие на проведение процедуры.
  2. Прочтите вслух название препарата.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  4. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).
  2. Подогрейте лекарственный раствор до температуры 37 С (поставив в теплую воду).
  3. Очистите наружный слуховой проход ватным жгутиком.
  4. С целью выпрямления наружного слухового прохода оттяните левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу (у детей раннего возраста) и кверху и кзади - у старших.
  5. Введите 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного слухового прохода.
  6. Проследите, чтобы ребенок полежал в этом положении 15-20 минут.
  7. Спросите ребенка о самочувствии.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработать пипетки.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза взрослым и детям

Лечебный эффект от капель может быть значительно снижен из-за неправильного проведения процедуры. Врачом может быть назначено закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм процедур имеет общую основу, но различается в частных моментах. При неправильном закапывании глазного препарата он не контактирует со слизистой и не оказывает ожидаемого эффекта. Особого внимания заслуживает закапывание капель в глаза детям. Алгоритм для детских процедур имеет некоторые нюансы.

Предварительные процедуры

Если выделения из глаза склеивают ресницы и веки, то необходимо провести дополнительную процедуру очищения. Для ее проведения понадобятся перчатки, 2 лотка, несколько стерильных ватных тампонов и раствор антисептика.

Этапы процедуры:

  1. Тщательно очистить руки, натянуть перчатки.
  2. На дно стерильного лотка положить около 10 тампонов, добавить раствор антисептика.
  3. Немного отжать тампон и протереть ресничный край века, направляя движения с наружного уголка к переносице либо сверху вниз, выбросить использованный тампон.
  4. Повторить протирания другими тампонами 5-6 раз.
  5. Осторожно легкими движениями убрать остатки антисептика.
  6. Вынуть руки из перчаток и помыть их.

В детском возрасте чаще возникают нежелательные ответы на лекарственные средства, поэтому стоит внимательно подбирать антисептический раствор.

Подготовительные манипуляции

Алгоритм закапывания капель в глаза включает в себя предварительные действия для подготовки к самой процедуре:

  1. Подготовить пипетку, промыв ее горячей кипяченой водой со всех сторон, в том числе изнутри.
  2. Приготовить несколько стерильных ватных тампонов.
  3. Еще раз просмотреть инструкцию к применению препарата, сроки годности, убедиться, что он нормальной комнатной температуры.
  4. Удостовериться, что место проведения процедуры достаточно освещено, приготовить стул либо место, где можно прилечь.
  5. Если планируется проводить закапывание самому себе, стоит подготовить зеркало.

В ходе процедуры следить, чтобы лекарственное средство не затекало в резиновую часть, для этого удерживать пипетку в вертикальном положении.

Алгоритм самостоятельного проведения процедуры

Алгоритм закапывания капель в глаза самому себе выглядит следующим образом:

  1. Набрать препарат в пипетку.
  2. Занять комфортное положение (сесть, опершись на спинку стула, или прилечь).
  3. Запрокинуть голову и оттянуть нижнее веко пальцами левой руки, чтобы образовался канал.
  4. Направить взгляд кверху, но не терять из виду конец пипетки.
  5. Приблизить пипетку и вывести из нее нужное количество капель препарата в канал нижнего века.
  6. Процедуру можно закончить, если капли попали в предназначенное место, или повторить, если они стекли по лицу.
  7. Повторить все действия на втором глазу (если назначено врачом).

Важно: нельзя подносить пипетку очень близко к глазному яблоку, это может привести к травме или переносу инфекции из другого глаза. Алгоритм закапывания капель в глаза предполагает введение не более 2 капель в один канал, так как большее количество просто вытечет.

Мероприятия после основной процедуры

По окончании процедуры рекомендуется прикрыть глаза и осторожно нажать подушечками пальцев на внутренние углы глаз. Это предупредит вытекание лекарственного средства в носовую полость. Ткани глаз будут в полной мере обеспечены лекарством.

Когда назначены два вида препарата, интервал между процедурами должен равняться 15 минутам и более. Техника закапывания капель в глаза в этом случае не меняется. Контактные линзы можно устанавливать также через четверть часа. Если назначено также закладывание мази за веко, то оно может быть проведено по окончании процедуры с каплями.

Подготовка ребенка к процедуре закапывания капель в глаза

Детям часто назначается закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм предварительного очищения глаз у детей такой же, как и у взрослых. Оно требуется при чрезмерных выделениях из глаза, склеивающих веки и ресницы.

С детьми старшего возраста перед процедурой целесообразно провести беседу, сообщив о пользе препарата, а также подробно описав все последующие действия по его введению. В этом случае тревога и страхи ребенка заметно снизятся, выполнить все манипуляции будет проще.

При закапывании глазных капель маленькому ребенку, главное – зафиксировать его положение. Для малышей до года с этой целью можно использовать пеленку, плотно прижав ею ручки к телу. Если необходимо закапывание капель в глаза ребенку от 2 и примерно до 7-8 лет, то стоит пригласить помощника, который сможет придерживать его голову, а также руки и ноги.

Введение капель в глаза ребенку

Перед процедурой введения препарата необходимо провести все подготовительные манипуляции: подготовить место, вымыть руки, достать ватные тампоны, вымыть пипетку, просмотреть инструкцию и сроки годности. Закапывание капель в глаза детям (алгоритм) включает следующие действия.

  1. Уложить или усадить ребенка, в зависимости от его возраста.
  2. Набрать лекарство в пипетку, держать ее в ведущей руке.
  3. Другой рукой взять тампон. Указательным пальцем придерживать верхнее веко, а большим с подложенной ваткой – нижнее.
  4. Развести пальцы, слегка оттягивая нижнее веко.
  5. Ввести 2 капли препарата из пипетки в образовавшийся канал нижнего века.
  6. Осторожно вытереть глаз тампоном движениями от внешнего края к внутреннему.

Алгоритм закапывания капель в глаза у детей и взрослых практически одинаковый, нюансы больше касаются периода подготовки к процедуре. Навык такого способа введения препарата вырабатывается достаточно быстро.

Манипуляция - Техника закапывания капель в глаза, нос и ухо ребенку раннего возраста

Техника закапывания капель в ухо

Цель: лечебная
Показания: воспаление среднего уха, серная пробка
Противопоказания: травмы среднего уха
Оснащение: лекарственные препараты, 2 емкости: «чистые пипетки», «грязные пипетки», стакан с водой 50-60°, лоток для использованного материала
Подготовка к процедуре
1.Возьмите лекарственное средство, прочитайте название и проверьте срок годности
2.Подогрейте лекарственные растворы до температуры тела
3.Объясните пациенту ход процедуры
4.Вымойте руки
5.Уложите пациента на бок, пораженным ухом вверх
Выполнение процедуры
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите в пипетку лекарственное средство, оттяните ушную раковину кзади и к верху 1 и 2 пальцами левой руки, маленьким детям кзади и книзу
7. Закапайте 3-4 капли в слуховой проход
Окончание процедуры
8. Попросите пациента полежать на этом боку 10-15 минут
9. положите пипетку в дезраствор
10. помогите пациенту сесть
11. спросите пациента о самочувствии

Техника закапывания капель в нос

Цель: лечебная
Показания: воспаление слизистой оболочки носа
Противопоказания: носовые кровотечения,травма носа с повреждением слизистой оболочки
Оснащение: емкость «чистые пипетки», «грязные пипетки», марлевые салфетки или носовой платок, плотные ватные жгутики, лоток для использованного материала.
Подготовка к процедуре
1 .Наденьте маску
2.Возьмите лекарственное средство, прочитайте его название и проверьте срок годности.
3.Приготовьте пипетки
4.Объясните пациенту или маме ход процедуры
5.Вымойте руки
6.Усадите пациента
7.Очистите носовые ходы: для туалета носа маленьким детям - возьмите правой рукой 2 сухих ватных жгутика, левой рукой зафиксируйте головку так, чтобы первый палец находился на лбу, а ладонь и 2,3,4,5 пальцы на теменных и затылочных областях головы ребенка; правой рукой осторожно введите вращательными движениями ватные жгутики в носовой ход и продвиньте его внутрь на 1- 1,5 см. Старшим детям высморкаться в носовой платок.
ВНИМАНИЕ! Для каждого носового хода нужен отдельный жгутик. Категорически запрещается проводить туалет носа плотными предметами.
Выполнение процедуры
1. Поверните голову пациента в ту сторону, в которую вводите лекарство, левой рукой зафиксируйте голову, большим пальцем этой же руки приподнимите кончик носа
2.Закапайте 3-4 капли на слизистую крыла носа
3.Внимание! Не вводите пипетку глубоко в нос, старайтесь не касаться пипеткой носа
4. Прижмите крыла носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения
5. Через 1-2 мин закапайте капли во 2 ноздрю, соблюдайте те же правила
Окончание процедуры.
Придайте ребенку удобное положение.
Примечание: При закапывании масляных капель уложите ребенка слегка запрокинув голову, закапайте 5-6 капель.
Пациент должен чувствовать вкус капель.

Техника закапывания капель в глаза и проведения туалета

Цель: лечебная, диагностическая
Показания: воспалительные заболевания глаз, исследования глазного дна
Оснащение: лекарственные препараты, 2 емкости «чистые пипетки», «грязные пипетки», р-р фурацилина, лоток для использованного материала. Подготовка к процедуре
1. возьмите лекарственное средство, прочитайте его название и проверьте срок годности.
2. объясните пациенту или маме ход процедуры
3. усадите или уложите пациента
4. вымойте руки
5. Примечание: при выделениях из глаз предварительно проведите туалет: возьмите 2 стерильных шарика, смочите в 0,02 р-р фурацилина, отожмите излишки фурацилииа в лоток для использованного материала, помойте влажным шариком глаза ребенку от наружного угла к внутреннему, положите отработанные шарики в лоток для использованного материала.
Выполнение процедуры
1. Наберите в пипетку нужное количество капель
2. Попросите пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх
3.Прижмите 2 пальцем левой руки ватный шарик к коже и оттяните нижнее веко вниз
4. Закапайте в нижнюю конъюнктивальную складку 2-3 капли лекарства ближе к внутреннему углу глаза
5. Попросите пациента закрыть глаза
6. Промокните остатки капель.
Окончание процедуры
Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуру
Инфекционный контроль
1. Погрузите пипетку в 3% р-р хлорамина на 60 минут; лоток в 3% раствор хлорамина на 60 минут
2. ватные шарики в 3% раствор хлорамина на 60 минут.
3. Обработать руки на социальном уровне.

При медикаментозном лечении

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА

ЦЕЛЬ

ПОКАЗАНИЯ : по назначению врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : непереносимость л.с.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет, глазные капли, стерильные пипетки, марлевые шарики, перчатки;

Мыло, антисептик; полотенца.

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ: капли комнатной температуры.

1 . Представиться пациенту, получить информированное согласие.

2 . Предложить пациенту или помочь принять удобное положение: сидя или лежа.

3 . Подготовить необходимое оснащение.

5 . Провести гигиеническую обработку рук с антисептиком и надеть стерильные перчатки.

6 . На стерильный лоток стерильным пинцетом выложить пипетки и марлевые шарики.

7 . Набрать в пипетку необходимое количество капель лекарственного средства (1-2 капли для каждого глаза).

8 . В левую руку взять стерильный марлевый шарик

9 . Попросить п. слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх.

10 . Оттянуть нижнее веко марлевым шариком вниз

11 . Не касаясь ресниц, закапать 1 каплю раствора в середину конъюнктивальной складки. Попросить пациента закрыть глаза. Через несколько секунд ввести вторую каплю.

Примечание : если используется флакон с вмонтированной пипеткой, то он применяется строго индивидуально.

12 . Промокнуть марлевым шариком остатки капель у внутреннего угла глаза. Сбросить использованные шарики в нестерильный лоток.

13 . Таким же образом закапать капли в другой глаз.

14 . Погрузить оснащение в дез. р - р.

15 после манипуляции.

16

17 . Заполнить документацию.

ОСОБЕННОСТИ : Детям раннего возраста закапывать необходимо только с помощником, фиксирующим голову, руки и ноги ребенка.

Для предотвращения травмы роговицы глаза правую руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надежно фиксировало голову ребенка. Пипетку держать под углом 40o.



В случае резкого блефароспазма, после туалета глаза с помощью стерильного марлевого тампона, смоченного фурацилином 1: 5000, закапать несколько капель в кожную ямку у внутреннего угла, а затем раскрыть пальцами веки и обеспечить поступления капель в конъюнктивальный мешок.

ЗАКЛАДЫВАНИЕ МАЗИ В ГЛАЗА

ЦЕЛЬ : получение лечебного эффекта.

ПОКАЗАНИЯ : по назначению врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : непереносимость л.с.

ОСНАЩЕНИЕ : стерильные: лоток, пинцет, стеклянные глазные палочки – 2 шт, глазная ванночка, глазная мазь, марлевые шарики перчатки.

Нестерильный лоток; емкость для дезинфекции;

Мыло, антисептик, полотенца

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ : мазь комнатной температуры.

1 . Представиться, получить информированное согласие.

2 . Предложить п. принять удобное положение, сидя или лежа.

3 . Подготовить оснащение.

5 . Провести обработку рук, надеть стерильные перчатки.

6 . Выдавить необходимое количество мази из тюбика в глазную ванночку.

7 . На стерильную стеклянную палочку набрать мазь, чтобы она покрыла всю лопаточку.

8 . Попросить слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх.

9 . Оттянуть нижнее веко марлевым шариком вниз.

10 . Заложить лопаточку с мазью за нижнее веко так, чтобы мазь была направлена к глазному яблоку, а свободная поверхность лопаточки к веку. Направление – от внутреннего угла глаза к наружному.

Примечание : можно заложить мазь прямо из тюбика – держа тюбик у внутреннего угла глаза продвигать его так, чтобы полоска мази располагалась вдоль всего века и вышла за наружную спайку век.

11 . Отпустить нижнее веко и попросить сомкнуть их, излишки мази удалить марлевым шариком

12 . При необходимости, заложить мазь в другой глаз.

13 . Использованное оснащение продезинфицировать

14 . Проконтролировать состояние пациента

15 . Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции, вымыть руки.

16 . Документировать выполнение манипуляции.

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В УХО

ЦЕЛЬ : получение лечебного эффекта.

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : непереносимость л. с.

ОСНАЩЕНИЕ : стерильные: лоток, пинцет, пипетки (если нет вмонтированной), ушные капли, ватные шарики, перчатки;

Емкость для дезинфекции; мыло; антисептик; полотенца

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ: капли температуры 37◦С.

1 . Представиться, получить информированное согласие

2 . Придать положение: сидя или лежа, голову наклонить (повернуть) в противоположную сторону

4 . Провести дезинфекцию рук, надеть стерильные перчатки.

5 . Набрать в пипетку 3-4 капли л.с, оттянуть ушную раковину кзади и кверху и закапать капли в наружный слуховой проход.

Примечание : флакон с вмонтированной пипеткой, использовать строго индивидуально.

6 . Заложить в наружный слуховой проход стерильный ватный шарик (при необходимости повторить процедуру с другим ухом)

7 . Продезинфицировать использованное оснащение.

8 . Проконтролировать состояние пациента

9 . Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции, вымыть руки.

10 . Заполнить документацию.

ОСОБЕННОСТИ : При гноетечении перед закапыванием осуществить туалет слухового прохода тёплым 3% раствором перекиси водорода и турунды, потому что без очищения слухового хода, манипуляция будет неэффективна.

При гноетечении из уха - масляные капли противопоказаны.

Холодные капли - раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и даже рвоту.

У детей в возрасте до 5 лет ушную раковину оттягивают за мочку уха вниз для выпрямления наружного слухового прохода.

ЗАКЛАДЫВАНИЕ МАЗИ В УХО

ЦЕЛЬ: получение лечебного эффекта.

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: непереносимость л. с.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, ватные турунды, мазь, перчатки;нестерильный лоток;

Емкость для дезинфекции; мыло, антисептик полотенца.

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ: мазь комнатной температуры.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

2. Подготовить необходимое оснащение.

5. Провести обработку рук, надеть стерильные перчатки.

6. Выложить ватные турунды на стерильный лоток

7. Нанести на ватную турунду необходимое количество мази.

8. Придать положение: сидя или лежа, голову наклонить (повернуть) в противоположную сторону

9. Оттянуть ушную раковину кзади и кверху

10. Вращательными движениями ввести ватную турунду в наружный слуховой проход.

11. При необходимости повторить процедуру с другим ухом,

12. Проконтролировать состояние пациента

13. Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции, вымыть руки.

14. Заполнить документацию ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В НОС

ЗАКАПЫВАНИЕ В НОС СОСУДОСУЖИВАЮЩИХ КАПЕЛЬ

ЦЕЛЬ : получение лечебного эффекта.

ПОКАЗАНИЯ: по назначению врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : непереносимость л. с.

ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, пипетки (если нет вмонтированной) – 2 шт, капли в нос, перчатки;

Нестерильный лоток, емкость для дезинфекции;

Мыло, антисептик, полотенца

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ: капли комнатной Т.

1. Представиться. Получить информированное согласие.

2. Усадить пациента

3. Попросить пациента освободить носовую полость от слизи, сморкаться без напряжения, поочерёдно из каждой ноздри. (Предупреждение инфицирования среднего уха)

8. Провести гигиеническую обработку рук, надеть стерильные перчатки.

9. Набрать в пипетку 6 капель л.с.

10. Попросить пациента слегка запрокинуть голову, склонить её к плечу.

11. Левой рукой приподнять кончик носа пациента.

12. Закапать капли

Примечание: флакон с вмонтированной пипеткой строго индивидуален.

13. Прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать лёгкие вращательные движения.

14. Повторить введение капель во вторую половину носа

15. Осуществить дезинфекцию оснащения.

16. Проконтролировать состояние пациента

17. Снять перчатки, подвергнуть дезинфекции, вымыть руки.

18. Заполнить документацию.

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ: ребенку перед закапыванием капель провести туалет полости носа при помощи турунд.

Закапывание лучше проводить за 10-15 мин. до кормления ребенка.

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

Очно-заочное отделение

СПИСОК МАНИПУЛЯЦИЙ

Манипуляция №1 Техника пеленания новорождённого.

Манипуляция №2 Техника проведения туалета пупочной ранки.

Манипуляция №3 Техника подмывания грудных детей.

Манипуляция №4 Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Манипуляция № 5 Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Манипуляция № 6 Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

Манипуляция № 7 Закапывание капель в ухо.

Манипуляция № 8 Техника закапывания капель в нос ребёнку разного возраста

Манипуляция № 9 Техника закапывания капель в глаза ребёнку разного возраста

Манипуляция № 10 Техника взвешивания детей разного возраста.

Манипуляция № 11 Техника измерение роста детям

Манипуляция № 12 Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка. Измерения окружности головы

Манипуляция №13 Техника кормления детей первого года жизни. Кормление из бутылочки

Манипуляция № 14 Техника контрольного взвешивания.

Манипуляция №15. Техника проведения гигиенической ванны новорождённому.

Манипуляция № 16. Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики ребёнку грудного возраста

Манипуляция № 17 Использование различных способов подачи кислорода ребёнку (масочный, кислородная палатка, через носовые канюли).

Манипуляция № 18. Техника постановки газоотводной трубки ребёнку грудного возраст

Манипуляция № 19. Техника взятия соскоба с перианальных складок на энтеробиоз.

Манипуляция № 20. Техника промывания желудка ребёнку грудного возраста.

Манипуляция № 21. Техника постановки очистительной клизмы ребёнку различного возраста.

Манипуляция № 22. Техника сбора мочи у ребёнка до года (у девочки грудного возраста).

Манипуляция № 23. Техника постановки согревающего компресса на ухо ребёнку.

Манипуляция № 24. Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Манипуляция № 25 Определение частоты дыхательных движений, Измерение артериального давления. Исследование пульса.

Измерение артериального давления у детей.

Манипуляция № 26 Техника взятия мазков со слизистых зева и носа на микрофлору у детей.


Манипуляция №1
Техника пеленания новорождённого.

Цель: профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания: после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

Не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

Не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

Не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента: успокоить ребенка,

Оснащение:

Пеленальный стол

Байковое одеяло

- «Конверт» для прогулки

Фланелевая пеленка

4 тонкие пеленки

Фланелевая и тонкая распашонки

Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

Последовательность действий:

3. Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.

4. Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.

5. Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла

6. Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.

7. Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.

8. Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.

9. Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.

10. Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.

11. Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.

12. Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.

13. Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.

14. Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.

15. Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».

16. Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.

17. Уложите ребёнка в кроватку

Для прогулки

18. Наденьте чепчик или шапочку

19. Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.

20. Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)

Примечание: в домашних условиях обработка пеленального стола осуществляется без дез растворов.

Манипуляция №2
Техника проведения туалета пупочной ранки.

Цель: профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до ее эпителизации для

профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.

Показания: отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки;

воспаление пупочной ранки (омфалит).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,

Не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.

Строго соблюдать правила асептики.

Нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.

Подготовка пациента: положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств ираспеленать его.

Оснащение:

Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

Стерильный пинцет

30 мл 3% раствора перекиси водорода

30 мл 96% раствора этилового спирта

Стерильные перчатки

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Наденьте стерильные перчатки.

3. Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.

4. Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер

5. Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

6. Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

7. Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.

8. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
  2. При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.

Манипуляция №3
Техника подмывания грудных детей.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи.

Показания: загрязнение кожи каловыми массами

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, наличие у ребенка потницы, опрелостей,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра на столе,

Контроль постоянной температуры воды (не выше 37 0 С),

Соблюдать правила расположения ребенка на руках при подмывании.

Подготовка пациента: нет

Оснащение:

Чистая пеленка или полотенце

Детское мыло

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом.

2 стерильных ватных шарика

Водный термометр

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость для использованного белья

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка).

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

4. Приготовьте чистую пеленку или полотенце.

5. Откройте кран и отрегулируйте температуру воды (37-38,5 о, С) при помощи водного термометра или под контролем чувствительности кожи внутренней поверхности нижней трети предплечья (медперсонала).

6. Разверните ребенка в кроватке и осмотрите кожные складки.

7. Возьмите ребенка и положите его на левое предплечье таким образом, чтобы голова упиралась в локтевой сгиб, а туловище находилось на предплечье.

Девочку - на спину, лицом вверх, чтобы направление воды было спереди назад,

Мальчика - на спину лицом вверх или на живот - лицом вниз.

8. Правой рукой еще раз проверьте температуру воды, при этом ребёнка держите над раковиной, но не под струей воды. Осторожными движениями правой руки, направленными спереди назад, промойте у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые складки (у девочек только в этом порядке). При сильном загрязнении используйте детское мыло.

9. Просушите аккуратными промокательными движениями кожу ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Использованную пелёнку (полотенце) сбросьте в ёмкость, для использованного белья

10. Положите ребёнка на пеленальный стол

11. Обработайте паховые, ягодичные, а у мальчиков мошоночные складки ватным шариком со стерильным вазелиновым или растительным маслом. Использованные ватные шарики сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

12. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Манипуляция №4
Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Цель: лечебная: ежедневная обработка слизистой оболочки полости рта за 10-15 минут перед каждым кормлением.

Показания: наличие у ребёнка стоматитов.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка грудного возраста, страх манипуляции у ребенка старше одного года. Со стороны матери: недоверие медперсоналу, отказ от выполнения манипуляции, негативное отношение к манипуляции.

Техника безопасности:

Не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра

Не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10x10 cм

Стерильный пинцет

Стерильный лоток

- Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия или 10% раствором тетрабората натрия

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств,

3. Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),

4. Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса

5. Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,

6. Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,

7. Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,

8. Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).

9. Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

Манипуляция № 5
Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Цель: профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания:

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:

Положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств (ближе к источнику света) ираспеленать его.

Успокоить ребенка

Оснащение:

- Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Бикс со стерильными ватными шариками

Стерильный лоток

Стерильный пинцет

Стерильные перчатки

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

2 чистые пелёнки

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник

(памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом

2.Осмотрите кожные покровы ребенка,

3.Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой,

4. Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,

5.Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,

6.Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,

7.Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,

8.Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите,

9.Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная,

10. Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,

11. При необходимости ватный шарик можно поменять.

12. Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,

13. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. Стерильное вазелиновое масло можно приобрести в аптеке, а растительное приготовить в домашних условиях: взять флакон, налить в него рафинированное растительное масло, закрыть пробкой и опустить в емкость с водой, чтобы уровень воды превышал уровень масла во флаконе, поставить емкость на огонь, довести до кипения, прокипятить в течение 20-30 минут, вынуть флакон с маслом и остудить.

Манипуляция № 6
Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

В утренний туалет грудного ребёнка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

Цель: профилактика заболеваний кожи и слизистых.

Показания: осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

  1. Не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.
  2. Не используйте твёрдые предметы с накрученной на них ватой для проведения туалета носа и ушей

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Фланелевая пелёнка (для покрытия пеленального стола).

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

Тонкая пеленка для подмывания

Бикс со стерильными ватными шариками и ватными жгутиками.

Стерильный пинцет (в биксе или крафт-пакете)

Стерильный шпатель (в биксе или крафт-пакете)

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Мензурка с кипяченой водой комнатной температуры

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость, для использованного белья

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез. средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или покройте пеленальный стол фланелевой пелёнкой и приготовьте комплект чистого нательного белья для переодевания ребёнка,

4. Распеленайте или разденьте ребенка в кроватке и осмотрите кожные покровы,

5. Подмойте ребенка согласно алгоритму.

6. Положите ребёнка на пеленальный стол

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом.

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему.

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

Обработка носовых ходов.

12. Осмотрите носовые ходы.

13. При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15. Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16. При необходимости процедуру можно повторить.

17. Вымойте руки гигиеническим способом

Обработка наружных слуховых проходов .

18. Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19. Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик.

21. Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22. При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23. Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз.

24. Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.

Обработка кожных складок

25. Проведите согласно алгоритму

26. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание: .При появлении у ребенка признаков острого конъюнктивита (гиперемия склер, светобоязнь, гнойные выделения из глаз) туалет глаз проводится от верхнего века к нижнему

Манипуляция № 7
Закапывание капель в ухо.

Цель: лечебная.

Показания: острые и хронические заболевания среднего и наружного уха по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:

Техника безопасности:

Не оставляйте ребенка без присмотра

Проверьте целостность пипетки,

Проверьте название лекарственного препарата и срок его годности.

Для каждого пациента используется отдельная стерильная пипетка.

Подготовка пациента:

Успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры.

Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Стерильная глазная пипетка
  • Ушные капли, подогретые до температуры тела
  • Рыхлые ватные тампоны или салфетки
  • Ёмкость с дез раствором
  • Ёмкость для использованных ватных тампонов

Последовательность действий:

  1. Осмотрите наружный слуховой проход. Если имеется гнойное отделяемое, проведите туалет наружного слухового прохода согласно алгоритму.
  2. Пациента уложите на бок, больным ухом вверх. Ребенка раннего возраста фиксирует помощник или мать.
  3. Правой рукой наберите в пипетку 5-6 капель лекарственного препарата.
  4. Левой рукой оттяните ушную раковину, чтобы наружный слуховой проход выпрямился:

Детям раннего возраста – немного книзу

Детям старшего возраста – кверху и кзади.

  1. Закапайте капли в ухо, держа пипетку в вертикальном положении и стараясь не касаться слухового прохода.
  2. Оставьте ребенка в таком положении 15-20 минут, затем положите в ушную раковину ватный тампон и наклоните голову в сторону больного уха, чтобы капли из него вытекли.
  3. Протрите ушную раковину и наружный слуховой проход салфеткой, в слуховой проход введите рыхлый ватный тампон.
  4. Обработайте пипетку в соответствии с действующим приказом.

Манипуляция № 8

Оснащение:

  • Капли в нос
  • Стерильная глазная пипетка
  • Ватные тампоны или марлевая салфетка.
  • Ёмкость с дез раствором

Последовательность действий:

  1. Запрокиньте голову ребёнка назад и наклоните её в сторону так, чтобы носовой ход, в который будете закапывать капли, оказался внизу.
  2. Возьмите пипетку в правую руку, наберите 2-3 капли лекарственного препарата,
  3. Большим пальцем левой руки поднимите кончик носа ребёнка.
  4. Закапайте капли на слизистую крыла носа, удерживая пипетку в полувертикальном положении, не касаясь ею слизистой оболочки носа.
  5. Оставьте голову ребенка в таком положении на 1-2 минут. Для равномерного распределения капель можно слегка прижать крыло носа к перегородке.
  6. Наклоните голову пациента в противоположную сторону и закапайте капли в другой носовой ход в той же последовательности.
  7. Сбросьте использованную пипетку в ёмкость с дез раствором.

Примечание:

  1. Ребенку раннего возраста закапывать капли удобней при участии помощника, который держит его в полулежащем положении, фиксируя руки, а при необходимости и ноги.
  2. Грудного ребенка перед выполнением манипуляции лучше запеленать.

Манипуляция № 9

Манипуляция № 10

Манипуляция № 11

Манипуляция № 12

Измерения окружности головы

4. Наложите сантиметровую ленту вокруг головы ребенка: сзади – на затылочные бугры, спереди – на уровне надбровных дуг.

5. Определите размер окружности головы ребёнка.

6. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение окружности груди:

7. Наложите сантиметровую ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – на уровне сосков.

8. Определите размер окружности груди ребёнка.

9. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение размеров большого родничка:

10. Найдите расположение большого родничка между лобными и теменными костями на голове ребенка.

11. Измерьте сантиметровой лентой расстояние между средними точками противоположных краев (сторон) большого родничка.

12. Запишите полученный результат «Историю развития ребенка».

13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его (или отдайте его матери).

Манипуляция №13
Техника кормления детей первого года жизни.

Цель: обеспечение потребности ребенка в питательных веществах.

Грудное вскармливание

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба и верхней губы

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, отказ от еды, рвота, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя, чтобы молочная железа матери закрывала носовые ходы ребёнка

Подготовка пациента:

Успокойте ребенка.

Проследите, чтобы мать вымыла руки с мылом, обмыла молочную железу кипячёной водой комнатной температуры над раковиной и приняла удобное положение (лёжа или сидя).

Оснащение:

  • Чистая пеленка
  • Две чистые салфетки
  • Ёмкость с кипячёной водой комнатной температуры

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Проследите, чтобы мать сцедила первые капли молока на салфетку.
  3. Расстелите чистую пеленку на постели матери или на её коленях (в зависимости от положения матери).
  4. Приложите ребенка к молочной железе,
  5. Убедитесь в правильной технике кормления: положенияребенка во время кормления - голова выше туловища, молочная железа матери не закрывает носовые ходы ребёнка, «захват» ребёнком не только соска, но и ареолы.
  6. После окончания кормления обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка
  7. Придайте ребёнку вертикальное положение на 1-3 минуты, затем уложите в кровать на бок.

Кормление из бутылочки

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка при отсутствии у матери грудного молока или отказе матери от грудного вскармливания.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба верхней губы.

Техника безопасности:

Контроль положенияребенка во время кормления - голова выше туловища

Температура смеси не должна быть выше 40 0 С

Горлышко бутылочки должно быть во время кормления заполнено молоком

Соска должна иметь диаметр отверстия, при котором жидкость вытекает каплями

Подготовка пациента:

Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

Успокойте ребенка.

Оснащение:

  • Молочная смесь
  • Сцеженное грудное молоко
  • Стерильная бутылочка ёмкостью 200мл
  • Стерильная соска с отверстием
  • Чистые пеленки
  • Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Подогрейте молочную смесь в бутылочке до 37-40 о С (на водяной бане или специальном электроприборе).
  2. Вымойте руки гигиеническим способом.
  3. Наденьте на бутылочку соску.
  4. Проверьте температуру смеси, капнув несколько капель на внутреннюю поверхность нижней трети предплечья.
  5. Приготовьте рядом с местом кормления чистую пелёнку
  6. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул и постелите чистую пелёнку на колени.
  7. Держите ребёнка во время кормления таким образом, чтобы его голова была выше туловища.
  8. Введите соску в рот ребенка, проследив за тем, чтобы она находилась на языке.
  9. Кормите ребенка, соблюдая технику кормления: бутылочку держите под углом так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком с целью предупреждения аэрофагии.
  10. Закончив кормление, обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка.
  11. Осторожно поднимите ребенка в вертикальное положение на 1-3 минуты.
  12. Положите ребенка в кровать на бок.

Манипуляция №15.

Манипуляция № 17

Манипуляция № 18.

Манипуляция № 19.

Манипуляция № 20.

Манипуляция № 21.

Манипуляция № 22.

Манипуляция № 23.

Манипуляция № 24.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по

краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 25

Определение частоты дыхательных движений,
Измерение артериального давления.
Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  • Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  • Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  • Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  • Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  • Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  • Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

Манипуляция № 26

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ»

Очно-заочное отделение