Краткая история развития анатомии и физиологии. Краткая история развития анатомии как науки

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.


В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердца, печени и др.). Некоторые сведения о сердце, легких, печени и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI- VII вв. до н.э.). В индусской книге «Аюр-Веда» («Знание жизни», IX- III вв. до н.э.) упоминаются мышцы, кости, связки, сосуды, нервы и другие анатомические структуры. Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте. Особенно интересен «папирус Эберса», в котором изложены анатомические и медицинские знания древних египтян.

Наибольшие успехи в изучении анатомии в древнем мире были достигнуты в античной Греции. Среди первых известных истории науки ученых-анатомов следует назвать Алкмеона из Кротоны, который жил в первой половине V в. до н.э. Он первым начал вскрывать трупы животных для изучения строения их тела. Алкмеон утверждал, что органы чувств непосредственно связаны с мозгом и восприятие ощущений зависит от мозга.

Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) - один из величайших древнегреческих врачей и анатомов, которого по праву называют отцом меди- цины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, собрал в своих книгах имевшиеся в то время сведения о строении тела человека, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, суставы, глаза, мышцы, крупные сосуды, интересовался развитием зародыша.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изложил множество фактов о строении живых организмов, различал у животных, которых вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Аристотель предложил название «аорта» (от греч. aёr - воздух, tereo - содержу). Он изучал зародыш человека, считал, что он происходит из женской крови благодаря внесению души, заложенной в семени мужчины, утверждал, что «семя есть начало»; отметил общие черты сходства человека и животных, ввел термин «антропология».

Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.) были первыми, кто в античной Греции вскрывал трупы людей. Герофил (Александрийская школа) описал некоторые черепные нервы, оболочки мозга,

синусы твердой мозговой оболочки, продолговатый мозг («писчее перо» - нижний угол ромбовидной ямки), двенадцатиперстную кишку (дал название), оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки, предстательную железу. Эразистрат (Книдоская школа) изучал строение сердца, его клапанов и сухожильных нитей, дуги аорты, легочных артерий, полых вен, клапанов вен, желудочки и оболочки мозга, ввел термины «артерия», «паренхима». Он считал, что мельчайшие вены постепенно переходят в артерии, а нервы являются продолжением головного и спинного мозга. Эразистрат исследовал головной мозг человека, обнаружил места выхода нервов из него.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален из Пергама (131-201 гг.) обобщил накопленные анатомические знания, описал ряд черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, некоторые кровеносные сосуды, надкостницу, многие связки. Он первым заинтересовался функцией органов. Однако Гален изучал анатомию путем вскрытия свиней, собак, овец, обезьян, львов и был убежден в тождественности строения тела животных и человека. Он рассматривал строение тела человека как осуществление целей, заранее предопределенных свыше, внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. telos - цель). Труды Галена в течение 14 веков были основными источниками анатомических и медицинских знаний и неизменно пользовались покровительством церкви. Основной дошедший до нас труд Галена - «О назначении частей тела человека».

В эпоху раннего феодализма (V-Х вв.) быстро развивалась культура народов Востока с достижениями в области математики и астрономии. Из-за запрета вскрывать трупы людей анатомию изучали по книгам Гип- пократа, Аристотеля, Галена, которые переводили на арабский язык. Известны имена Аль-Рази (Разес, 850-923 гг.) - основателя багдадской больницы и медицинской школы при ней, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего смелую для того времени мысль о сомнительной непогрешимости авторитета древних.

Великий философ, ученый и врач Востока Абу Али Хусейн Ибн-Абдаллах-ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержались многочисленные сведения по анатомии и физиологии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был впервые переведен на латинский язык в XII в. Герардом из Кремоны и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз. Одна из глав первой книги «Канона» посвящена анатомии человека, в ней дается обобщенное описание строения и функций

человеческого тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, связках, строении черепа, зубов, черепных нервов. В «Каноне» имеется утверждение о том, что мозг передает при посредстве нервов ощущения и движения другим органам.

В начале второго тысячелетия быстро развиваются города, торговля, культура, что послужило основой развития науки, в том числе медицины. В Европе появились первые медицинские школы. Одной из них была Салернская школа в Италии близ Неаполя, где 1 раз в 5 лет разрешалось вскрывать трупы человека.

В 1238 г. император Фридрих II разрешил вскрывать 1 труп в 5 лет, а уже в 1240 г. он же издал указ об обязательном вскрытии трупов при изучении анатомии.

Несмотря на трудности анатомия продолжала развиваться. Этому способствовало создание в XII-XIV вв. в Европе первых университетов. Уже в XIII в. в них появились первые медицинские факультеты.

В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327) издал учебник анатомии, основанный на данных вскрытия двух женских трупов. В XIV-XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению вскрывать 1-2 человеческих трупа в год. В течение XIV-XV вв. началось преподавание анатомии в университетах Монпелье, Венеции, Вены, Болоньи, Парижа, Тюбингена и других городов. В 1594 г. в Падуе был построен первый в Европе анатомический театр (учебное учреждение).

Малый круг кровообращения, движение крови из правого желудочка в левое предсердие описал М. Сервет (1511-1553). Он предположил существование соединений между мельчайшими разветвлениями легоч- ной артерии и легочных вен. Несколько ранее подобное описание легочного круга кровообращения сделал врач Ибн-аль-Нафиз (1210-1288).

В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи (1452-1519) и Андрей Везалий (1514-1564). Великий художник, ма- тематик, инженер Леонардо да Винчи вскрыл 30 трупов. Благодаря этому он сделал около 800 весьма точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд особенностей детского и старческого организмов. Его рисунки не потеряли значения и в наши дни, поскольку это первые анатомически верные изображения тела человека, его органов и систем. Особенно высок уровень его работ по анатомии органов движения. По праву можно сказать, что Леонардо да Винчи первым

изучил функциональную анатомию двигательного аппарата. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии.

Андрей Везалий является основоположником научной описательной анатомии. Основываясь на изучении трупов, он в 1543 г. издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на заблуждения многих анатомов и открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Везалий был придворным врачом императора Карла V, а затем Филиппа II. Главная заслуга Везалия состояла в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Научный и реформаторский труд А. Везалия способствовал дальнейшему развитию анатомии. Его ученики и последователи в XVI-XVIII вв. сделали множество анатомических открытий, уточнений, исправлений ранее допущенных ошибок. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека. Г. Фаллопий (1523-1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, женских половых органов, мышц, органа слуха, зрения. Б. Евстахий (1510-1574) в «Руководстве по анатомии» описал надпочечники, строение зубов, почек, органа слуха, вен, занимался сравнительной анатомией. И. Фабриций (1537-1619) изучал строение пищевода, гортани, глаза и других органов. Он описал венозные клапаны и высказал мысль о том, что они способствуют притоку крови к сердцу и препятствуют ее обратному движению. И. Фабриций - один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии. Он написал труды «Об образовании плода» (1600), «О клапанах вен» (1615) и др.

Голландский врач и анатом Ф. Рюиш (1638-1731) усовершенствовал метод бальзамирования трупов, наливал кровеносные сосуды затвердевающими цветными массами и ртутью, собрал коллекцию анатомических препаратов, которую приобрел Петр I для своей знаменитой Кунсткамеры.

В XVI-XIX вв. анатомия обогащалась все новыми и новыми фактами. В анатомии появилось и успешно развивалось функциональное направление. В 1628 г. английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) в книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу. И.П. Павлов назвал книгу Гарвея «подвигом смелости и самоотверженности», но это выдающееся открытие вызвало ожесточенные нападки современников. В 1751 г. Гарвей в «Исследованиях о происхождении животных» опроверг учение Аристотеля о самозарождении и впервые сформулировал

положение «всякое живое из яйца». Он первый предположил, что кровь у эмбриона образуется очень рано и играет важную роль в его дальнейшем развитии. В 1628 г. была опубликована книга С. Азелли (1581-1626), в которой среди прочих анатомических данных описаны лимфатические («млечные») сосуды брыжейки тонкой кишки.

М. Мальпиги (1628-1694) опубликовал «Анатомические наблюдения над легким» (1661), в которых впервые описал легочные альвеолы и капилляры, являющиеся связующим звеном между артериями и венами легких. Кроме того, он первым изучил и описал микроскопическое строение эритроцитов, почек, селезенки, кожи и других органов.

В 1665 г. Р. Гук (1635-1703) изменил конструкцию микроскопа, созданного в начале XVII века Галилеем, и впервые рассмотрел клетку коры пробкового дерева, дав ей название cell (от англ. «келья»).

Благодаря усовершенствованию микроскопа Антоном ван Левенгуком (1632-1723) появилась возможность изучать тонкое строение органов и тканей. А. Левенгук по праву считается основоположником научной микроскопии. Он открыл и описал микроорганизмы, клетки крови, сперматозоиды и многие другие клетки. Его книга «Тайны природы», изданная в 1699 г., стала прологом изучения микромира.

Многолетние исследования М. Мальпиги, Р. Гука, А. Левенгука и др. положили начало микроскопической анатомии. В XVII в. были опубликованы многие книги и анатомические атласы. В 1685 г. в книге «Анатомия человеческого тела» в 105 таблицах, изображенных с натуры, Готфрид Бидлоо (1649- 1713) доказал, что нервные стволы состоят из многочисленных волокон. Во второй половине XVII в. голландец Р. де Грааф (1641-1673) обнаружил в яичнике фолликулы. В XVIII в. его соотечественник Б. Альбинус (1697- 1770) опубликовал труды по анатомии костей и мышц тела человека, а также таблицы с изображением костей и мышц, млечных (лимфатических) сосудов и непарной вены. Одним из крупнейших анатомов и физиологов был А. Галлер (1708-1771). Он опубликовал «Анатомические изображения», «Анатомическую библиотеку», «Элементы физиологии человеческого тела». А. Галлер был первым подлинным экспериментатором, он разработал морфометрические методы и впервые провел тщательную морфометрию растущего зародыша. Итальянский ученый П. Масканьи (1755-1815) изучал строение лимфатических сосудов и издал «Историю и иконографию лим- фатических сосудов». Основоположником сравнительной анатомии стал Ж. Кювье (1769-1832). Он создал учение о типах животных, в основу которых положил строение нервной системы, сформулировал принцип корреляции частей организма.

К.Ф. Вольф (1733-1794) разработал теорию эпигенеза, согласно ко- торой органы образуются в процессе эмбрионального развития из зародышевых листков. Он впервые описал развитие сердца (у цыпленка), развитие почки. В диссертации «Теория зарождения» (1759) он научно опроверг теорию преформизма (развитие и рост уже имеющихся готовых органов), которую широко пропагандировал А. Галлер.

Значительную роль в развитии анатомии и микроскопической анатомии сыграл труд М.Ф. Биша (1771-1822) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в которой впервые было изложено учение о тканях, органах и системах. М.Ф. Биша положил тем самым начало гистологии. Он разделил органы на растительные и животные и соответственно этому нервную систему на вегетативную и анимальную.

В конце XVIII-начале XIX в. были созданы ахроматические микроскопы, которые позволили расширить и усовершенствовать технику микроскопических исследований. В середине XIX в. были сконструированы иммерсионные объективы, микротом, разработаны методы фиксации и окраски тканей. В XIX в. анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую, функциональную.

Чешский ученый Я. Пуркинье (1787-1869) описал ядро яйцеклетки и других клеток, описал нервные клетки, некоторые железы, ввел понятие «протоплазма».

Немецкий ученый Т. Шванн (1810-1882) создал клеточную теорию. В 1839 г. была опубликована его книга «Микроскопические исследования о соответствии в строении и росте животных и растений». Основ- ные положения клеточной теории: 1) все ткани состоят из клеток; 2) клетки растении и животных сходны между собой, так как все они образуются единообразным путем (общий принцип развития); 3) деятельность организмов есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал Р. Вирхов (1821-1902). Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и образуются пу- тем размножения: «всякая клетка от клетки». Р. Вирхов рассматривал клетку как структуру, «по-видимому, весьма своеобразную, хотя элементарно построенную и повторяющуюся с удивительным постоянством во всех живых организмах». Следует отметить и механистичность системы представлений Р. Вирхова о «клеточном обществе», или «клеточном государстве», согласно которой каждой клетке свойственна полная самостоятельность. Книга Р. Вирхова «Клеточная патология» (1850) стала

стимулом к расширению исследований в области микроскопической анатомии.

Эволюционная теория Ч. Дарвина (1809-1882), которой были посвящены книги «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), положила начало новой науке - антропологии. Ч. Дарвин считал, что один вид может превращаться в другой благодаря незначительным постоянным изменениям. Однако ни сам Ч. Дарвин, ни его последователи никогда не наблюдали превращения одного вида в другой ни в естественных условиях, ни в эксперименте. Более того, Ч. Дарвин писал, что отсутствие многочисленных, плавно изменяющихся разновидностей, связывающих между собой различные виды, служит самым серьезным аргументом против его теории.

И. Блюменбах (1752-1840) описал 5 современных человеческих рас и высказал мысль об их едином происхождении. А. Кис (1866-1955) изучил и описал черепа ископаемых предков человека, исследовал строение сердца.

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Грегор Мендель (1834-1884) раскрыл законы наследственности. А. Вейсман (1834-1914) предсказал существование носителей наследственности - хромосом (ученый назвал их идантами), предположил линейное расположение единиц наследственности в хромосомах. В дальнейшем он сделал вывод о том, что клетки организма подразделяются на две линии: зародышевые (герминативные) и соматические. Э. ван Бенеден, Т. Бове- ри (1846-1910) и О. Гертвиг (1849-1922) описали мейоз. В то же время Э. ван Бенеден установил, что число хромосом в половых клетках в 2 раза меньше, чем в соматических. В. Флемминг (1843-1905) одновременно с киевским гистологом П.И. Перемежко (1833-1893) описал митоз. Т. Морган (1866-1945) в начале XX в. доказал линейное расположение генов в хромосомах, обосновал положение о сцеплении генов в хромосомах.

Конец XIX в. ознаменовался еще двумя великими открытиями, которые сыграли огромную роль в развитии анатомии. Открытие X-лучей В.К. Рентгеном (1845-1923) в 1895 г. положило начало принципиально новой области анатомии - анатомии живого человека, рентгеноанатомии.

В XX в. анатомия достигла больших успехов. Это относится в первую очередь к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. Очень важные, основополагающие работы были проведены в области функциональной морфологии нервной системы. К. Гольджи (1843-1926)

разработал оригинальный метод импрегнации тканей солями серебра, который позволил ему изучить микроскопическую анатомию нервной системы, открыть внутриклеточный сетчатый аппарат, названный его именем, сделать много важных открытий в строении нейронов, их связей и нервной ткани в целом. Используя метод Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль (1852-1934) получил новые данные, касающиеся структуры и функций нервной системы. Он сформулировал нейронную теорию, согласно которой каждый нейрон является структурно и функционально независимой единицей, открыл динамическую поляризацию нейрона, описал цитоархитектонику нейронов в различных областях головного мозга.

Английский ученый Дж. Ленгли (1852-1925) впервые представил общий план строения автономной нервной системы и ее отношения с соматической, выделил в вегетативной нервной системе наряду с сим- патической парасимпатическую часть. К. Монаков (1853-1930), П. Флек- сиг (1847-1929) детально изучили анатомию мозга. Ч. Шеррингтон (1857- 1952) провел фундаментальные исследования структуры и функции спинного мозга, ствола мозга, синапсов и сформулировал общие принципы функционирования центральной нервной системы. О. Леви (1873- 1961), Д. Экклс (1903-1990) изучили структуру и функцию синапсов. О. Леви открыл медиаторы парасимпатической (ацетилхолин) и симпатической (адреналин) нервной системы. Д. Экклс совместно с А. Ходжкином (род. 1914) и А. Хаксли (род. 1917) изучили строение и деятельность нейронных цепей, открыли тормозные цепи, установив единую природу электрических процессов, протекающих в периферической нервной системе. Д. Экклс проанализировал взаимные связи клеток коры мозжечка.

Д. Эрлингер (1874-1947) и Г.С. Гассер (1888-1943) открыли сложную структуру смешанных нервов, обнаружив в них три типа волокон, раз- личающихся по морфофункциональным особенностям. В. Хесс (1881- 1973) открыл и изучил центры гипоталамуса и их связь с внутренними органами, доказал координирующую роль гипоталамуса в деятельности органов.

В. Гис (1831-1904) и В. Ру (1850-1924) заложили основы аналитической и экспериментальной эмбриологии. Это позволило изучить формообразовательные процессы. В. Фогт (1870-1959) открыл закономерности органо- и системогенеза. Г. Шпеман (1869-1941) определил основные механизмы эмбрионального развития, заложил основы современной эмбриологии. Он доказал, что формообразовательные процессы являются результатом взаимного влияния частей развивающегося эмбриона.

А. Беннингхофф (1890-1953) ввел понятие о функциональных системах. В. Ру выдвинул положение о функциональном приспособлении, функциональных структурах, изучил причины и условия формообразования. В. Гис-младший (1863-1934), Л. Ашофф (1866-1942), A. Кис (1866-

1945), М. Флек (1871-1921), С. Тавара (1844-1927) разработали учение

о проводящей системе сердца. А. Крог (1874-1949) изучил строение капилляров и механизм регуляции их просвета.

Успехи цитологии в XX в. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугования и авторадиографии. А. Клод (1899-1983) в 30-х годах разработал метод клеточного фракционирования, с помощью которого добился выделения клеточных органелл, открыл рибосомы, установил, что в митохондриях происходят клеточное дыхание и процессы окислительного фосфорилирования с образованием АТР (аденозинтрифосфорной кислоты). В середине 40-х годов А. Клод совместно с К. Портером впервые использовал для изучения клетки электронный микроскоп, сконструированный в 1933 г. Э. Руска, при этом был открыт эндоплазматический ретикулум.

Д.Э. Паладе (род. 1912) впервые описал ультраструктуру митохон- дрий, эндоплазматического ретикулума, рибосом и комплекса Гольджи, разработал экспериментальные методы изучения синтеза белков в живой клетке и впервые описал пути синтеза белков и секреции ферментов в клетке, предложил и обосновал везикулярную теорию клеточного транспорта веществ, изучил синтез клеточных и внутриклеточных мембран.

К. де Дюв (1917-1998) усовершенствовал метод дифференциального центрифугирования, в конце 40-х-начале 50-х годов открыл лизосомы и пероксисомы и изучил их строение и функцию в норме и при различных заболеваниях, а также роль лизосом в процессах старения. Большие успехи были достигнуты в изучении цитофизиологии поперечнополосатых мышц. А. Сент-Дьерди (1893-1986) в конце 30-х годов выделил актин, образующий с миозином комплекс актомиозин и доказал, что он укорачивается под влиянием АТР. О. Мейргоф (1884-1954) совместно с К. Ламаном открыл роль АТР в мышечном сокращении.

Г. Хаксли в середине 60-х годов разработал современную теорию мышечного сокращения - теорию скользящих нитей, которая получила полное признание.

Развитие анатомических представлений восходит к глубине веков. У древних народов сведения о строении тела человека и животных складывались из наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, где жили древние люди, свидетельствуют о том, что им были известны такие органы как сердце, лёгкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в известном древнеегипетском папирусе Эберса, озаглавленном «Тайная книга врача» содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов. Анатомические данные и иллюстрации приводятся также в древнеиндийской книге «Аюверда», что в переводе означает «Знание жизни» (датируется ІХ - ІІІ век до н. э.). Среди первых известных истории учёных-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V веке до н. э. и первым стал вскрывать трупы животных.

Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции, что было обусловлено её выгодным географическим и экономическим положением. В связи с этим медицина в античной Греции достигает небывалых по тем временам высот. Одним из выдающихся учёных медицины Древней Греции стал Гиппократ , живший в 4 веке до н.э. Изучению анатомии, физиологии и эмбриологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Заслуга Гиппократа состоит в том, что он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека. Гиппократ описал некоторые кости крыши черепа и их соединение с помощью швов, знал о мышечном строении стенки сердца, расположении внутренних органов, строении скелета. Однако он не избежал и ошибок. Так, Гиппократ полагал, что артерии содержат воздух, а мозг человека имеет консистенцию слизи и вырабатывает семя, которое через спинной мозг поступает в половые органы. Гиппократ не отличал нервы от сухожилий, а артерии от вен. Он считал, что основу организма составляют 4 жизненных сока: кровь (sangvus), слизь (flegma), желчь (chole), и чёрная желчь (melan chole). Преобладание одного из этих соков определяет тип темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Выдающимися учёными - естествоиспытателями своего времени были Платон и его ученик Аристотель, также жившие в ІІІ - ІV веке до н. э. Занимаясь анатомией и эмбриологией, Платон выяснил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга, образующих так называемые «мозговые пузыри». Аристотель , вскрывая трупы животных, накопил ряд точных сведений по сравнительной анатомии и эмбриологии. Он уже отличал нервы от сухожилий, знал, что артерии отходят от аорты, описал в теле животных жировую и хрящевую ткани, кости, кровь. Именно Аристотель назвал самый крупный артериальный сосуд аортой. В то же время он ошибочно считал главным органом в организме сердце, полагая, что все нервы берут начало от сердца и следуют к органам чувств. Роль же головного мозга, по мнению Аристотеля, заключается в «уменьшении теплоты крови».

Большое влияние на развитие анатомии и медицины оказала Александрийская школа врачей , возникшая в ІІІ веке до н.э. Врачам этой школы не только разрешалось вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось исследование и живосечение (вскрытие живых) осуждённых на смерть рабов и преступников. В этот период стали известны имена двух блестящих учёных - Герофила и Эразистрата. Герофил описал желудочки мозга и венозные пазухи, глазное яблоко и зрительный нерв, 12-перстную кишку и предстательную железу. Он опроверг заблуждение Аристотеля о том, что сердце есть орган мышления, признав эту роль за мозгом, в котором видел центр всей нервной системы. Эразистрат достаточно полно описал печень и желчные протоки, сердце и его клапаны, знал, что кровь из лёгких поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек, а оттуда - по артериям к органам. Александрийской школе врачей принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Выдающимся учёным в различных областях медицины стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (І-ІІ век до н.э.). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая свои лекции вскрытием трупов обезьян. Авторитет Галена был так велик, что в течение 13 веков анатомию и медицину изучали по его трудам.

Большой вклад в развитие медицинской науки внёс таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сина или Авиценна (І век н.э.) В его книге «Канон врачебной науки» систематизированы и дополнены данные по анатомии и физиологии, заимствованные из трудов Аристотеля и Галена.

В эпоху раннего средневековья развитие анатомии тормозит диктатура церкви. Врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие трупов не только людей, но и животных.

В эпоху возрождения (ХV - Х VІІ вв.) во многих странах открываются университеты с медицинскими факультетами, закладывается фундамент научной анатомии. Великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи интересовался не только внешними формами и пластикой человеческого тела, но и его внутренним содержанием. Он начал вскрывать трупы людей с целью исследования строения организма и выполнил очень точные рисунки костей скелета, мышц, внутренних органов, снабдив их заметками и описаниями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем анатомии как науки справедливо считается Андрей Везалий . Исключительно одарённый, он с юных лет посвятил себя изучению этого предмета. В возрасте 22 лет Везалий был приглашён заведовать кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет он получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал свой труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». Ученики А. Везалия сделали много открытий, и с их именами связаны названия некоторых органов: Фаллопий описал маточные трубы, Евстахий -слуховую трубу, Мальпиги - клубочки почек. Английский учёный Уильям Гарвей после многочисленных исследований привёл доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов - капилляров между артериями и венами, которые позднее были описаны основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Х ІХ век ознаменовался рождением трёх величайших теорий - клеточной, эволюционной и теории наследственности. Основателем клеточной теории явился немецкий учёный Т. Шванн ; он показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка. Тем самым была установлена связь всех форм материи. Основатель эволюционной теории

Ч. Дарвин обосновал изменчивость видов в ходе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Основные закономерности теории наследственности были установлены чешским учёным Грегором Менделем , заложившим основы современной генетики. Эти теории поставили перед анатомической наукой новые задачи: не только описывать строение человеческого тела, но и разъяснять, как в процессе исторического развития человека сложились его индивидуальные особенности.

В ХVІІІ - Х ІХ вв. значительный вклад в развитие анатомии и физиологии был внесён рядом российских учёных. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал 3-х компонентную теорию цветного зрения, дал

1-ую классификацию вкусовых ощущений.

Н. И. Пирогов считается основателем топографической анатомии. Он разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. За 15 лет работы им было произведено 12000 вскрытий. Особое значение Пирогов придавал анатомии кровеносных сосудов, нервов, мышц и фасций.

Анатом Лесгафт считается основателем функциональной анатомии. Он выдвинул предположение о направленном воздействии на организм человека физических упражнений, заложив основы теории физвоспитания. Кроме того, Лесгафт одним из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, метод эксперимента на животных и методы математического анализа.

И. М. Сеченов вошёл в историю науки как 1-ый экспериментальный исследователь сознания. Он опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой описал процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Кроме того, Сеченов был первым, кому удалось изучить растворённые в крови газы.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова . Он создал учение о высшей нервной деятельности, доказав, что благодаря работе высших отделов ЦНС регулируются взаимоотношения организма с окружающей средой. Одновременно И. П. Павлов изучал физиологию пищеварения, за что в 1904 г. ему присудили Нобелевскую премию.

Из белорусских учёных-анатомов можно назвать такие фамилии как Жилибер, Цибульский, Лебёдкин, Голуб, Булыгин.

Методы исследований

І. Анатомические методы

делятся на 2 группы:

А) На трупном материале

1. Метод рассечения или препарирования - позволяет с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила) изучить строение и топографию органов. Впервые этот метод был применён Герофилом и Эразистратом и был доведён до совершенства Андреем Везалием.

2. Метод вымачивания трупов путём помещения их в воду или в специальные жидкости на длительное время. Этот метод позволяет выделять отдельные кости скелета и изучать их строение.

3. Метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым и позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой области человеческого тела.

4. Метод инъекции (наливки) заключается в заполнении органов, имеющих полости, красящим веществом с последующим просветлением паренхимы глицерином, вазелином, маслом, метиловым спиртом и др. Этот метод широко применяется при изучении строения кровеносной и лимфатической систем, бронхиального дерева, лёгких и т. д.

5. Метод коррозии или разъедания - применяется при изучении кровеносного русла, кишечника и др. трубчатых образований. Он близок к инъекционному методу и заключается в заполнении полых органов затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмасса) и с последующим разрушением мягких тканей стенок органа путём его помещения в крепкий раствор кислоты или щёлочи. При этом сохраняется только слепок органа от налитых веществ.

6. Микроскопический метод - разработан отечественным анатомом Воробъёвым - заключается в тонком препарировании объектов и их изучении с помощью увеличительных приборов (лупы, микроскопа).

Б) На живом человеке

1. Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография и др.). Впервые был применён отечественным учёным Лесгафтом. Позволяет изучать особенности строения и топографии органов на живом человеке в разные периоды его жизни.

2. Соматоскопический метод - визуальный осмотр тела человека. Позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночника и др.

3. Антропометрический метод - измерение размеров и пропорций тела (рост, вес, окружность головы и грудной клетки и т.д.).

4. Эндоскопический метод - позволяет с помощью световодной техники (трубка с лампочкой на конце) исследовать на живом человеке внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, мочеполового аппарата, сердца и сосудов.

5. УЗИ - позволяет получать изображение органа на экране с помощью ультразвука.

6. Компьютерная томография , радиоизотопный метод и др.

ІІ. Физиологические методы

1. Метод экстирпации (удаления) органа с последующим наблюдением и регистрацией полученных изменений жизнедеятельности организма.

2. Фистульный метод - основан на введении в полый орган трубки, через которую наружу выделяется секрет данного органа.

3. Метод катетеризации - введение с помощью катетера различных лекарственных веществ внутрь полых органов и кровеносных сосудов.

4. Метод денервации - основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган с целью установить зависимость его функционирования от нервной системы.

5. Инструментальные методы - электрокардиография (запись биопотенциалов сердца), электроэнцефалография (запись биопотенциалов мозга) и др.

Анатомические термины

В теле человека различают 3 взаимоперпендикулярных плоскости:

- Сагиттальная (срединная) плоскость - делит тело человека на правую и левую половины;

- Поперечная плоскость - перпендикулярна 1-ой, идёт параллельно поверхности опоры и делит тело человека на верхний и нижний концы.

- Фронтальная плоскость (от лат. frontalis - лоб) -перпендикулярна двум предыдущим и идёт ІІ плоскости лба. Делит тело человека на передний и задний отделы.

Для описания органов, расположенных на различной глубине (мышцы, сосуды и др.) используют термины: поверхностный - лежащий на поверхности;

и глубокий - лежащий глубже. Поверхность органа, обращённую в сторону головы обозначают термином краниальный , а обращённую к тазу - каудальный . Переднюю поверхность обозначают термином вентральный, а заднюю - дорсальный. Термин медиальный означает внутренний, лежащий ближе к срединной плоскости, а термин латеральный означает наружный, боковой, лежащий дальше от срединной плоскости.

При описании конечностей пользуются терминами проксимальный - верхний конец, лежащий ближе к туловищу и дистальный - нижний конец, лежащий дальше от туловища. Для описания структур кисти применяют термины ладонный и тыльный, а стопы - подошвенный и тыльный.

Тема: «Учение о тканях. Эпителиальная ткань»

1. Понятие о тканях.

2. Общая характеристика эпителиальной ткани.

3. Однослойный эпителий.

4. Многослойный эпителий.

5. Железы.

Понятие о тканях

Организм человека и животных состоит из тканей. Учение о тканях называется гистология.

Ткань - это система клеток и внеклеточных структур, сходных по происхождению, строению и функциям.

Выделяют 4 типа тканей:

Ø Эпителиальная

Ø Соединительная

Ø Мышечная

Ø Нервная

В состав каждого органа входят различные типы тканей, тесно связанные между собой. В большинстве органов выделяют паренхиму и строму. Паренхима образована тканью, которая выполняет специфические функции данного органа. Например, в лёгких - это эпителиальная ткань, в сердце - мышечная ткань и т.д. Строма всегда представлена соединительной тканью, которая образует каркас органа и содержит опорные элементы - коллагеновые и эластические волокна.

Анатомия древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения

Первые анатомические знания зародились еще в древности, то есть задолго до появления письменности (об этом свидетельствуют рисунки человека пещерного периода). Первые письменные источники, такие как китайская книга "Нейцзин" и индийская книга "Аюрвсда", датируются XI-IX вв. до н.э.

Современная медицина базируется на европейской медицинской традиции, своими корнями уходит Древней Греции. В период развития античной культуры греческие ученые вскрывали трупы и таким образом (апаtemno - рубите, отсюда слово "анатомия") знакомились с органами и системами человеческого тела, но знания эти были отрывочные и систематизированы. Первое произведение, посвященный анатомии, приписывают греческому философу и врачу Алкмеону, который жил в первой половине V в. до н.э. Он родился в Южной Италии, учился у Пифагора, был одним из основателей Кротонский медицинской школы. в Древней Греции вскрытия человеческих тел по религиозным соображениям были запрещены, поэтому Алкмсоп Кротонский первый начал анатомировать животных для изучения строения органов для потребностей медицины.

Выдающимся ученым Древней Греции был Гиппократ (460-377 pp. До н.э.). За огромный вклад в искусство врачевания, в анатомию и физиологию Гиппократа еще при жизни назвали "отцом медицины". Врач в те времена был больше философом, чем натуралистом, поэтому основу учения Гиппократа составило достаточно умозорове обобщения анатомических фактов, накопленных трудом многих ученых, и материалистические взгляды на причины возникновения болезней. Ученый создал "гуморальный" теорию, согласно которой в состав организма человека входят жизненно важные жидкости - кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно теории Гиппократа, конституция и темперамент человека - соответственно сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик - определяются различными соотношениями этих жидкостей. Когда они смешаны в теле гармонично, человек здоров. Если нарушается соотношение жидкостей, присущее человеку определенного характера, то наступает болезнь или смерть.

Ученик Платона, великий философ и энциклопедист древнего мира Аристотель (384-322 pp. До н.э.) систематизировал и развил почти все известные в то время научные теории и факты в области философии, логики, астрономии, истории, психологии, естествознания. В отличие от идеалиста Платона (427-347 pp. До н.э.), Аристотель считал, что окружающий мир существует реально, значит его надо изучать с помощью органов чувств, наблюдений и исследований. Аристотель считается основателем сравнительной анатомии и эмбриологии, поскольку он исследовал анатомию тела животных и их зародышей. Ученый пришел к выводу, что в эмбриогенезе органы возникают не сразу, а постепенно, один за другим, с бесструктурной массы. Эту теорию, в дальнейшем, выдающийся английский анатом, физиолог и эмбриолог Гарвей назвал теорией эпигенеза.

(460-377 pp. До н.э.)

(384-322 pp. До н.э.)

Самым выдающимся ученым-медиком древнего мира после Гиппократа и отцом анатомии считают Клавдия Галена (131-200 гг. Н.э.), который родился в Пергаме и жил большую часть жизни в Риме. Авторитет Галена был настолько большим, что целые поколения врачей в течение тринадцати веков учились на его произведениях по медицине и анатомии. Гален проводил анатомические опыты на животных. Полученные сведения он переносил на человека, что негативно сказалось на развитии анатомии. Интересно, что известный анатом XV века Я. Сильвий (1478-1555), не находя соответствия между наблюдаемыми анатомическими фактами и данными Галена, склонен был больше верить тому, что за тринадцать веков изменилось строение человека, а не потому, что Гален мог ошибиться.

Значительный вклад в медицинскую науку внес выдающийся врач и философ Абу Али Ибн-Сина (980-1037), больше известный в Европе как Авиценна. Абу Али Ибн-Сина написал знаменитую книгу "Канон врачебной науки", в которой был раздел "Введение в анатомии и физиологии". По этой книге учились врачи Востока и Запада до XVII в. включительно.

В средние века медицинская наука была полностью подчинена религии - касаться мертвых, кроме ритуальных целей, не разрешалось. Деятельность многих ученых-медиков сводилась к комментированию и переписывание трудов Аристотеля и Галена, потому что их анатомические достижения считались безошибочными и непревзойденными.

Началом научного изучения анатомии человека стала эпоха Возрождения, когда три большие анатомы-реформаторы Леонардо да Винчи, А. Везалий и У. Гарвей, осознавая важность знания строения тела для лечебного дела, проверили на трупах людей анатомические описания древних греков, римлян, арабов, персов и отметили грубые ошибки, которые в них попадались. Именно с этого периода до XXI в., Открытие в морфологии стали уходить один за другим, и анатомы - они же и врачи - стали выполнять огромную работу, описывая новые, еще неизвестные анатомические образования, исправляя устаревшие данные, входя все глубже в описание деталей строения систем и отдельных органов.

Вклад великого итальянского ученого и художника Леонардо да Винчи (1452-1519) в развитие науки о строении человеческого тела трудно переоценить. Он не обращал внимания на авторитеты, осознав бесплодность средневековой схоластики. Леонардо да Винчи одним из первых начал вскрывать трупы людей и стал настоящим новатором в исследовании строения тела. "Кто спорит, ссылаясь на авторитет, принимает не свой ум, а скорее память", - любил повторять великий ученый. На своих рисунках Леонардо да Винчи достиг чрезвычайной точности в изображениях различных органов человеческого тела, благодаря чему внес значительный вклад в развитие анатомии, а также стал основателем пластической художественной анатомии.

Большой фламандский (бельгийский) ученый Андрей Везалий (1514-1564) совершил революцию в анатомии - создал систему анатомических знаний, которые базировались на многочисленных разрезах человеческого тела, и исправил ошибочные представления Клавдия Галена об анатомии человека, царила в медицине на протяжении 13-ти веков. Осознавая, что медицина может выйти из средневекового застоя, освященного

(1514-1564)

(1578-1657)

неприкосновенным авторитетом Галена, лепное в условиях прогресса анатомии как науки о строении и функции органов человеческого тела, Везалий посвятил свою жизнь исследовательской деле. Результатом напряженной самоотверженного труда ученого стал выпуск в Базеле в июне 1543 7 книг "О строении человеческого тела", которые были прекрасно иллюстрированные гравюрами Стефана ван Калькара. Эта книга Везалия стала первым научным изданием, содержащее систематизированные анатомические данные, проверенные или впервые установлены во время препарирования умерших людей, а не животных.

С момента печати трактата Везалия началось бурное развитие анатомии и медицины в целом. Возникли более ясные представления о морфологическое основание многих клинических дисциплин, которые были обусловлены появлением первых подробных описаний анатомических структур. Работа Везалия имела и имеет и сегодня большое научное и образовательное значение, учит смело отходить от всего устаревшего и реакционного в науке и жизни, вдохновенно идти вперед к настоящему знание, опирающееся на наблюдение и опыт.

Выдающийся английский физиолог, анатом и эмбриолог (1578-1657) открыл важнейшую функцию организма - кровообращение - и своими научными трудами создал целую эпоху в естествознании. У. Гарвей изучал явления живой природы, непосредственно наблюдая физиологические процессы и экспериментально исследуя их на основе материалистических естественных законов. Свое выдающееся открытие - функции кровообращения - он опубликовал в книге "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где окончательно разрушил идею и авторитет виталистических) учение Галена, царившее в средневековье. Прогрессивное учения В. Гарвея о кровообращении быстро завоевало всеобщее признание и осуществило благоприятное влияние па дальнейшее развитие медицины.

Годом ранее, чем У. Гарвей исследовал функцию кровообращения, итальянский анатом Каспар Азелли описал лимфатические сосуды (1627). Чуть позже итальянский ученый Марчелло малинный открыл под микроскопом кровеносные капилляры (1661), существование которых предусматривал В. Гарвей. Но следует отметить, что еще в 1553 году Сервет описал малый (легочный) круг кровообращения и объяснил физиологический смысл кровообращения в этой системе. За такие "еретические" взгляды он был сожжен инквизицией. Итак, во второй половине XVII века окончательно сформулировано понятие о строении и функции большого и малого круга кровообращения

Реферат

по дисциплине «Анатомия»

Основные современные пути развития анатомии.

Киевская анатомическая школа.

Значение научных достижений для развития анатомии человека»

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 11 ф/л

Лапикова Марина

г. Ялта, 2012

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины ……………………………………………………….2

Основные современные пути развития анатомии……………..7

Киевская анатомическая школа…………………………………11

Связь анатомии и физиологии с другими науками, изучающими человека……………………………………………………………13

Значение для человека знаний о строении и функциях его организма…………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………..16

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины

· Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.)

Древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

· Аристотель (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э.)

- древнегреческий философ. Ввел название «аорта». Аристотель отметил общие черты сходства человека и животного, заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

· Клавдий Гален (129 или 131- около 200)

- античный медик. Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

· Парацельс (1499 – 1541 гг)

Знаменитый врач. Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».

· Андреас Везалий (1514 – 1654 гг)

- итальянский естествоиспытатель. Убедившись в том, что многие анатомические тексты Галена, известного римского врача (ок. 130–200 н.э.), основаны на результатах вскрытий животных и, следовательно, не отражают специфики анатомии человека, Везалий решил предпринять экспериментальные исследования человеческого тела. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Итогом стал трактат О строении человеческого тела (De humani corporis fabrica, 1543).

· Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг)

- английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. Организовал публичную лекцию в Лондоне. В этой лекции он впервые изложил свое видение систем кровообращения в организме человека, а также других теплокровных животных, провел ряд опытов и экспериментов, которые позволили ему сделать ряд наблюдений. Он вычислил, что кровь движется по кругу, вернее, по двум кругам: малому – через легкие и большому – через все тело.

· Луиджи Гальвани (1787 – 1796 гг)

- итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»).

· Луи Пастер (1822 – 1895 гг)

- французский микробиолог и химик. Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии.

· Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг)

- русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основное значение всей деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.



· Сеченов Иван Михайлович (1829 -1905 гг)

Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, патологоанатом, гистолог, токсиколог, психолог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физико-химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы

· Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг)

- российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

· Палов Иван Петрович (1849 – 1936 гг)

- один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

· Боткин Сергей Петрович (1832 – 1889 гг)

Русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.

· Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 – 1942 гг)

- российский и советский физиолог. Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты - теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.

· Бурденко Николай Нилович (1876 – 1946 гг)

- русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии. Николай Бурденко создал школу хирургов экспериментального направления, разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии ликворообращения, мозгового кровообращения и др. Производил операции по лечению мозговых опухолей, которые до Бурденко насчитывались во всем мире единицами. Он впервые разработал более простые и оригинальные методы проведения этих операций, сделав их массовыми, разработал операции на твёрдой оболочке спинного мозга, производил пересадку участков нервов. Разработал бульботомию - операцию в верхнем отделе спинного мозга по рассечению перевозбуждённых в результате травмы мозга проводящих нервных путей.