Ученые которые внесли вклад в анатомию человека. Введение в анатомию и физиологию человека

Реферат

по дисциплине «Анатомия»

Основные современные пути развития анатомии.

Киевская анатомическая школа.

Значение научных достижений для развития анатомии человека»

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 11 ф/л

Лапикова Марина

г. Ялта, 2012

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины ……………………………………………………….2

Основные современные пути развития анатомии……………..7

Киевская анатомическая школа…………………………………11

Связь анатомии и физиологии с другими науками, изучающими человека……………………………………………………………13

Значение для человека знаний о строении и функциях его организма…………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………..16

Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины

· Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.)

Древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

· Аристотель (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э.)

- древнегреческий философ. Ввел название «аорта». Аристотель отметил общие черты сходства человека и животного, заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

· Клавдий Гален (129 или 131- около 200)

- античный медик. Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

· Парацельс (1499 – 1541 гг)

Знаменитый врач. Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».

· Андреас Везалий (1514 – 1654 гг)

- итальянский естествоиспытатель. Убедившись в том, что многие анатомические тексты Галена, известного римского врача (ок. 130–200 н.э.), основаны на результатах вскрытий животных и, следовательно, не отражают специфики анатомии человека, Везалий решил предпринять экспериментальные исследования человеческого тела. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Итогом стал трактат О строении человеческого тела (De humani corporis fabrica, 1543).

· Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг)

- английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. Организовал публичную лекцию в Лондоне. В этой лекции он впервые изложил свое видение систем кровообращения в организме человека, а также других теплокровных животных, провел ряд опытов и экспериментов, которые позволили ему сделать ряд наблюдений. Он вычислил, что кровь движется по кругу, вернее, по двум кругам: малому – через легкие и большому – через все тело.

· Луиджи Гальвани (1787 – 1796 гг)

- итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»).

· Луи Пастер (1822 – 1895 гг)

- французский микробиолог и химик. Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии.

· Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг)

- русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основное значение всей деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.



· Сеченов Иван Михайлович (1829 -1905 гг)

Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, патологоанатом, гистолог, токсиколог, психолог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физико-химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы

· Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг)

- российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

· Палов Иван Петрович (1849 – 1936 гг)

- один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

· Боткин Сергей Петрович (1832 – 1889 гг)

Русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.

· Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 – 1942 гг)

- российский и советский физиолог. Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты - теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.

· Бурденко Николай Нилович (1876 – 1946 гг)

- русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии. Николай Бурденко создал школу хирургов экспериментального направления, разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии ликворообращения, мозгового кровообращения и др. Производил операции по лечению мозговых опухолей, которые до Бурденко насчитывались во всем мире единицами. Он впервые разработал более простые и оригинальные методы проведения этих операций, сделав их массовыми, разработал операции на твёрдой оболочке спинного мозга, производил пересадку участков нервов. Разработал бульботомию - операцию в верхнем отделе спинного мозга по рассечению перевозбуждённых в результате травмы мозга проводящих нервных путей.

Развитие анатомических представлений восходит к глубине веков. У древних народов сведения о строении тела человека и животных складывались из наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, где жили древние люди, свидетельствуют о том, что им были известны такие органы как сердце, лёгкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в известном древнеегипетском папирусе Эберса, озаглавленном «Тайная книга врача» содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов. Анатомические данные и иллюстрации приводятся также в древнеиндийской книге «Аюверда», что в переводе означает «Знание жизни» (датируется ІХ - ІІІ век до н. э.). Среди первых известных истории учёных-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V веке до н. э. и первым стал вскрывать трупы животных.

Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции, что было обусловлено её выгодным географическим и экономическим положением. В связи с этим медицина в античной Греции достигает небывалых по тем временам высот. Одним из выдающихся учёных медицины Древней Греции стал Гиппократ , живший в 4 веке до н.э. Изучению анатомии, физиологии и эмбриологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Заслуга Гиппократа состоит в том, что он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека. Гиппократ описал некоторые кости крыши черепа и их соединение с помощью швов, знал о мышечном строении стенки сердца, расположении внутренних органов, строении скелета. Однако он не избежал и ошибок. Так, Гиппократ полагал, что артерии содержат воздух, а мозг человека имеет консистенцию слизи и вырабатывает семя, которое через спинной мозг поступает в половые органы. Гиппократ не отличал нервы от сухожилий, а артерии от вен. Он считал, что основу организма составляют 4 жизненных сока: кровь (sangvus), слизь (flegma), желчь (chole), и чёрная желчь (melan chole). Преобладание одного из этих соков определяет тип темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Выдающимися учёными - естествоиспытателями своего времени были Платон и его ученик Аристотель, также жившие в ІІІ - ІV веке до н. э. Занимаясь анатомией и эмбриологией, Платон выяснил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга, образующих так называемые «мозговые пузыри». Аристотель , вскрывая трупы животных, накопил ряд точных сведений по сравнительной анатомии и эмбриологии. Он уже отличал нервы от сухожилий, знал, что артерии отходят от аорты, описал в теле животных жировую и хрящевую ткани, кости, кровь. Именно Аристотель назвал самый крупный артериальный сосуд аортой. В то же время он ошибочно считал главным органом в организме сердце, полагая, что все нервы берут начало от сердца и следуют к органам чувств. Роль же головного мозга, по мнению Аристотеля, заключается в «уменьшении теплоты крови».

Большое влияние на развитие анатомии и медицины оказала Александрийская школа врачей , возникшая в ІІІ веке до н.э. Врачам этой школы не только разрешалось вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось исследование и живосечение (вскрытие живых) осуждённых на смерть рабов и преступников. В этот период стали известны имена двух блестящих учёных - Герофила и Эразистрата. Герофил описал желудочки мозга и венозные пазухи, глазное яблоко и зрительный нерв, 12-перстную кишку и предстательную железу. Он опроверг заблуждение Аристотеля о том, что сердце есть орган мышления, признав эту роль за мозгом, в котором видел центр всей нервной системы. Эразистрат достаточно полно описал печень и желчные протоки, сердце и его клапаны, знал, что кровь из лёгких поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек, а оттуда - по артериям к органам. Александрийской школе врачей принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Выдающимся учёным в различных областях медицины стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (І-ІІ век до н.э.). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая свои лекции вскрытием трупов обезьян. Авторитет Галена был так велик, что в течение 13 веков анатомию и медицину изучали по его трудам.

Большой вклад в развитие медицинской науки внёс таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сина или Авиценна (І век н.э.) В его книге «Канон врачебной науки» систематизированы и дополнены данные по анатомии и физиологии, заимствованные из трудов Аристотеля и Галена.

В эпоху раннего средневековья развитие анатомии тормозит диктатура церкви. Врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие трупов не только людей, но и животных.

В эпоху возрождения (ХV - Х VІІ вв.) во многих странах открываются университеты с медицинскими факультетами, закладывается фундамент научной анатомии. Великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи интересовался не только внешними формами и пластикой человеческого тела, но и его внутренним содержанием. Он начал вскрывать трупы людей с целью исследования строения организма и выполнил очень точные рисунки костей скелета, мышц, внутренних органов, снабдив их заметками и описаниями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем анатомии как науки справедливо считается Андрей Везалий . Исключительно одарённый, он с юных лет посвятил себя изучению этого предмета. В возрасте 22 лет Везалий был приглашён заведовать кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет он получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал свой труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». Ученики А. Везалия сделали много открытий, и с их именами связаны названия некоторых органов: Фаллопий описал маточные трубы, Евстахий -слуховую трубу, Мальпиги - клубочки почек. Английский учёный Уильям Гарвей после многочисленных исследований привёл доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов - капилляров между артериями и венами, которые позднее были описаны основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Х ІХ век ознаменовался рождением трёх величайших теорий - клеточной, эволюционной и теории наследственности. Основателем клеточной теории явился немецкий учёный Т. Шванн ; он показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка. Тем самым была установлена связь всех форм материи. Основатель эволюционной теории

Ч. Дарвин обосновал изменчивость видов в ходе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Основные закономерности теории наследственности были установлены чешским учёным Грегором Менделем , заложившим основы современной генетики. Эти теории поставили перед анатомической наукой новые задачи: не только описывать строение человеческого тела, но и разъяснять, как в процессе исторического развития человека сложились его индивидуальные особенности.

В ХVІІІ - Х ІХ вв. значительный вклад в развитие анатомии и физиологии был внесён рядом российских учёных. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал 3-х компонентную теорию цветного зрения, дал

1-ую классификацию вкусовых ощущений.

Н. И. Пирогов считается основателем топографической анатомии. Он разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. За 15 лет работы им было произведено 12000 вскрытий. Особое значение Пирогов придавал анатомии кровеносных сосудов, нервов, мышц и фасций.

Анатом Лесгафт считается основателем функциональной анатомии. Он выдвинул предположение о направленном воздействии на организм человека физических упражнений, заложив основы теории физвоспитания. Кроме того, Лесгафт одним из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, метод эксперимента на животных и методы математического анализа.

И. М. Сеченов вошёл в историю науки как 1-ый экспериментальный исследователь сознания. Он опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой описал процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Кроме того, Сеченов был первым, кому удалось изучить растворённые в крови газы.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова . Он создал учение о высшей нервной деятельности, доказав, что благодаря работе высших отделов ЦНС регулируются взаимоотношения организма с окружающей средой. Одновременно И. П. Павлов изучал физиологию пищеварения, за что в 1904 г. ему присудили Нобелевскую премию.

Из белорусских учёных-анатомов можно назвать такие фамилии как Жилибер, Цибульский, Лебёдкин, Голуб, Булыгин.

Методы исследований

І. Анатомические методы

делятся на 2 группы:

А) На трупном материале

1. Метод рассечения или препарирования - позволяет с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила) изучить строение и топографию органов. Впервые этот метод был применён Герофилом и Эразистратом и был доведён до совершенства Андреем Везалием.

2. Метод вымачивания трупов путём помещения их в воду или в специальные жидкости на длительное время. Этот метод позволяет выделять отдельные кости скелета и изучать их строение.

3. Метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым и позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой области человеческого тела.

4. Метод инъекции (наливки) заключается в заполнении органов, имеющих полости, красящим веществом с последующим просветлением паренхимы глицерином, вазелином, маслом, метиловым спиртом и др. Этот метод широко применяется при изучении строения кровеносной и лимфатической систем, бронхиального дерева, лёгких и т. д.

5. Метод коррозии или разъедания - применяется при изучении кровеносного русла, кишечника и др. трубчатых образований. Он близок к инъекционному методу и заключается в заполнении полых органов затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмасса) и с последующим разрушением мягких тканей стенок органа путём его помещения в крепкий раствор кислоты или щёлочи. При этом сохраняется только слепок органа от налитых веществ.

6. Микроскопический метод - разработан отечественным анатомом Воробъёвым - заключается в тонком препарировании объектов и их изучении с помощью увеличительных приборов (лупы, микроскопа).

Б) На живом человеке

1. Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография и др.). Впервые был применён отечественным учёным Лесгафтом. Позволяет изучать особенности строения и топографии органов на живом человеке в разные периоды его жизни.

2. Соматоскопический метод - визуальный осмотр тела человека. Позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночника и др.

3. Антропометрический метод - измерение размеров и пропорций тела (рост, вес, окружность головы и грудной клетки и т.д.).

4. Эндоскопический метод - позволяет с помощью световодной техники (трубка с лампочкой на конце) исследовать на живом человеке внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, мочеполового аппарата, сердца и сосудов.

5. УЗИ - позволяет получать изображение органа на экране с помощью ультразвука.

6. Компьютерная томография , радиоизотопный метод и др.

ІІ. Физиологические методы

1. Метод экстирпации (удаления) органа с последующим наблюдением и регистрацией полученных изменений жизнедеятельности организма.

2. Фистульный метод - основан на введении в полый орган трубки, через которую наружу выделяется секрет данного органа.

3. Метод катетеризации - введение с помощью катетера различных лекарственных веществ внутрь полых органов и кровеносных сосудов.

4. Метод денервации - основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган с целью установить зависимость его функционирования от нервной системы.

5. Инструментальные методы - электрокардиография (запись биопотенциалов сердца), электроэнцефалография (запись биопотенциалов мозга) и др.

Анатомические термины

В теле человека различают 3 взаимоперпендикулярных плоскости:

- Сагиттальная (срединная) плоскость - делит тело человека на правую и левую половины;

- Поперечная плоскость - перпендикулярна 1-ой, идёт параллельно поверхности опоры и делит тело человека на верхний и нижний концы.

- Фронтальная плоскость (от лат. frontalis - лоб) -перпендикулярна двум предыдущим и идёт ІІ плоскости лба. Делит тело человека на передний и задний отделы.

Для описания органов, расположенных на различной глубине (мышцы, сосуды и др.) используют термины: поверхностный - лежащий на поверхности;

и глубокий - лежащий глубже. Поверхность органа, обращённую в сторону головы обозначают термином краниальный , а обращённую к тазу - каудальный . Переднюю поверхность обозначают термином вентральный, а заднюю - дорсальный. Термин медиальный означает внутренний, лежащий ближе к срединной плоскости, а термин латеральный означает наружный, боковой, лежащий дальше от срединной плоскости.

При описании конечностей пользуются терминами проксимальный - верхний конец, лежащий ближе к туловищу и дистальный - нижний конец, лежащий дальше от туловища. Для описания структур кисти применяют термины ладонный и тыльный, а стопы - подошвенный и тыльный.

Тема: «Учение о тканях. Эпителиальная ткань»

1. Понятие о тканях.

2. Общая характеристика эпителиальной ткани.

3. Однослойный эпителий.

4. Многослойный эпителий.

5. Железы.

Понятие о тканях

Организм человека и животных состоит из тканей. Учение о тканях называется гистология.

Ткань - это система клеток и внеклеточных структур, сходных по происхождению, строению и функциям.

Выделяют 4 типа тканей:

Ø Эпителиальная

Ø Соединительная

Ø Мышечная

Ø Нервная

В состав каждого органа входят различные типы тканей, тесно связанные между собой. В большинстве органов выделяют паренхиму и строму. Паренхима образована тканью, которая выполняет специфические функции данного органа. Например, в лёгких - это эпителиальная ткань, в сердце - мышечная ткань и т.д. Строма всегда представлена соединительной тканью, которая образует каркас органа и содержит опорные элементы - коллагеновые и эластические волокна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение……………………………………………………………………...3

1. Этапы развития анатомии как науки…………………………….……....4

2. Роль древних ученых в развитии анатомии………………………..……5

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии…………………...…9

Заключение………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………17

Введение

Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять. Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.

Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т.п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм». Поэтому при изучении, например, анатомии нервной системы, особенно на начальных этапах профессиональной подготовки, чрезвычайно важно уяснить, какова функциональная взаимосвязь различных анатомических структур. Это позволяет сформировать представление о целостности нервной системы и ее огромной роли в коммуникативных взаимоотношениях.

Цель контрольной работы - рассмотреть основные этапы развития анатомии как науки и определить роль ученых в развитии анатомии.

1. Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватывает V столетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает от IV столетия до н.э. и до XV столетия н.э. Учёные IV века: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). Во II веке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения: XVI век - и первая половина XVII века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половина XVII и XVIII веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период: XIX-XX вв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

2. Роль древних ученых в развитии анатомии

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos-цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство богословия не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. Поскольку на Востоке также запрещалось вскрывать трупы, анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена. Известны имена Аль-Рази (Разес, 850932 гг.) - основателя Багдадской больницы и при ней медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего по тому времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз.

Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов человека. Открываются первые университеты. Начиная с XIII в., в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии.

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей. Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani corporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

В XVII-XIX вв. анатомия обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатома Готфрида Бидлоо (1649-1713) “Анатомия человеческого тела”. Атлас состоял из 105 таблиц - рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил учебным пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697-1770) в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. - работу о мышцах, а позже таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755-1815), особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787). Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769-1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд М. Ф. К. Биша (1771-1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К.М. Бэр (1792-1876), открывший яйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн (1810-1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.

В конце XIX - начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдтом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В. Шпальтегольцем (1861-1940), Г. Браусом (1868-1924), А. Беннингофом (1890-1953) и др.

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии

Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в летописях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях Х-XIII вв. в основном совпадали со взглядами Галена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения (“Церковный устав”, Х в., “Изборник Святослава”, XI в., “Русская правда”, XI-XII вв.).

В XV-XVI вв. на территории России появились сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении (“Врата Аристотелевы”, или “Тайна тайных”). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, “тутошних и заморских” (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении “лекарскому делу” преподавалась по мало приспособленному учебнику “Проблемата Аристотеля”. Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по “скелету”, хирургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской медицинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык “Эпитоме” Везалия, написанный им для студентов университета в качестве учебного пособия по анатомии.

В западных государствах в XVII-XVIII вв. были школы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем - медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Кронштадте, а в 1758 г. - в Барнауле. Анатомия преподавалась по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670-1735) “Зерцало анатомии”, “Theatrum anatomicum”, а также по первому русскому анатомическому атласу “Syllabius corporis humani” (1774), создателем которого был М.И. Шеин (1712-1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык “Сокращенную анатомию” Гейстера. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

В медицинских школах, вначале в Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском языке талантливый врач К. И. Щепин (1728-1770). В развитии наук в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии в университете при Академии наук читал ученик М.В. Ломоносова анатом акад. А.Р. Протасов (1724-1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка.

По инициативе М.В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском факультете которого с 1765 г. преподавалась анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета акад. С. Г. Зыбелин (1735-1802). Известен его труд “Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней” (1777).

В XVIII в. появилось немало трудов, обогативших анатомическую науку. Д. И. Иванов (1751-1821), ученик С. Г. Зыбелина, в 1781 г. опубликовал работу “О происхождении межреберных нервов”, в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. А.М. Шумлянский (1748-1795) защитил докторскую диссертацию “О строении почек”, на 60 лет раньше англичанина В. Боумена, в которой описал микроскопическое строение почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка (капсула Шумлянского - Боумена).

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. “Анатомико физиологического словаря”, автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М.Амбодик-Максимович (1744-1812).

Известным представителем московской анатомической школы в XIX в. был Е.О. Мухин (1766-1850) - преподаватель анатомии Московского университета. В 1812г. вышел его “Курс анатомии”. Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии. Профессор Московского университета И.М. Соколов (1816-1872) опубликовал “Атлас анатомико-хирургических таблиц”, много внимания уделял пополнению анатомического музея новыми препаратами. Большой вклад в анатомию внес Д.Н. Зернов (1843-1917), в течение многих лет возглавлявший кафедру нормальной анатомии в Московском университете. Он автор учебника по анатомии, выдержавшего более десяти изданий, изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764-1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; он написал учебник по анатомии. Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789-1866), анатом и хирург, опубликовал “Анатомо-хирургические таблицы”, учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н.И. Пирогов (1810-1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома - открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге “Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях” (1852-1859). Н.И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций” (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат “Полный курс прикладной анатомии человеческого тела” (1843-1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н.И. Пироговым сделано немало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник - участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - автор фундаментального труда “Основы теоретической анатомии”. П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

Известными представителями киевской анатомической школы были В. А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848-1902) - автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865-1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.

В Харькове работал известный анатом А. К. Белоусов (1848-1908) - исследователь иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических препаратов, учитель Г. М. Иосифова и В. П. Воробьева.

После Октября 1917 г., особенно в двадцатые годы, появились медицинские институты на окраинах страны: Тбилисский (1918), Азербайджанский (Баку, 1919), Иркутский (1919), Ташкентский (1920), Минский (1921), Ереванский (1922) и др., в которых были организованы кафедры анатомии. Были открыты специализированные морфологические (анатомические) научно - исследовательские учреждения (институты и лаборатории). Успешно разрабатывались методы научных исследований, новые перспективные научные направления. Развивая функциональное направление в анатомии, отечественные анатомы широко применяли и применяют наряду с описательными экспериментальные методы. Получил широкое признание и распространение метод макромикроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский и биометрические методы.

В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872-1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. В.Н. Тонков - автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н. Тонкова и его преемник по кафедре Б. А. Долго-Сабуров (1900-1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг “Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека” (1956), “Иннервация вен” (1959) и др.

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876-1937) - исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный “Атлас анатомии человека”.

Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Основоположником школы отечественных лимфологов является Г. М. Иосифов (1870-1933) - профессор анатомии вначале Томского, а затем Воронежского медицинского институтов. Широко известен его труд “Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы” (1914). Разработке учения об индивидуальной изменчивости органов и систем человека посвятил свои исследования В. Н. Шевкуненко (1872-1952).

В двадцатые годы кафедру анатомии Московского университета (до 1930 г.) возглавлял ученик Д. Н. Зернова П. И. Карузин (1864-1939), организатор кафедр анатомии в ряде медицинских институтов (Астрахань, Минск, Смоленск, Тбилиси), автор “Руководства по пластической анатомии” (1921) и “Словаря анатомических терминов” (1928). Преемником П. И. Карузина по кафедре в Московском университете (с 1930 г. - I Московский медицинский институт) был ученик В. Н. Тонкова Г.Ф. Иванов (1893-1955), автор книг “Хромаффинная и интерреналовая системы человека” (1930), “Нервы и органы чувств сердечно-сосудистой системы” (1945), двухтомного руководства по анатомии (1949).

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иосифова Д.А. Жданов (1908-1971), профессор анатомии Горьковского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. - I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию “Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища” (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография “Общая анатомия и физиология лимфатической системы”.

Значительный след в истории анатомии оставил М.Ф. Иваницкий (1895-1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, возглавлявший кафедру анатомии в Московском институте физической культуры. Известным исследователем лимфатической системы был киевский анатом М.С.Спиров (1892-1973).

С середины XX в. успешно развивается ряд перспективных научных направлений в области анатомии, возглавляемых академиками и членами-корреспондентами Академии медицинских наук, академий наук республик (государств) и другими известными учеными.

Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.

Заключение

Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в этой области.

Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности строения тела человека. В экспериментах на животных исследуются функциональные особенности органов и тканей, морфологические механизмы адаптации к различным условиям существования. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской науки.

Список литературы

1. Глухих Ю.Н., Серебряков Г.Н. Основы динамической морфологии (остеология): Учебное пособие по анатомии Омск, СибГАФК, 1998.

2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Терра-Спорт, 2003.

3. Козлов В.Н. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1987.

4. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник для физкультурных вузов. - М.: Медицина, 2003.

5. Синельников Ф. Атлас анатомии человека. Т. 1, 2, 3. - М., 1974.

Подобные документы

    Первые упоминания о строении человеческого тела в Древнем Египте. Ознакомление с познаниями в анатомии таких представителей греческой, как Гиппократ и Герофил. Рассмотрение труда "О медицине" древнеримского энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Вскрытие тела человека в Древнем Египте. Краткая характеристика макроморфологического, микроскопического и молекулярно-биологического этапов развития научной патологической анатомии. Ведущие ученые и их труды. Современные методы научного познания болезни.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Нормальная температура тела человека, определение ее постоянства балансом между теплопродукцией и теплоотдачей. Особенности лихорадочного состояния, причины его возникновения. Характеристика основных механизмов регулирования температуры тела человека.

    презентация , добавлен 28.12.2013

    Понятие антропометрии, её признаки, методики и развитие как науки, принципы антропометрических исследований. Телосложение человека и его виды. Основные типы пропорций тела. Генетические условия соматической конституции. Типология человека по Э. Кречмеру.

    презентация , добавлен 30.05.2012

    Человек как гомойотермный организм. Понятие пойкилотермных и гомойотермных организмов. Температура тела человека. Общая характеристика механизма терморегуляции организма. Температурные рецепторы человека. Сущность температурной адаптации тела человека.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    История открытия и исследования системы гистосовместимости человека HLA. Сведения о строении комплекса такого рода, его биологическая роль. Теории и гипотезы, объясняющие механизмы ассоциации с заболеваниями. Основные методы изучения связи с антигенами.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Тела, входящие в состав физического поля человека. Энергетическое дыхание клетки. Образование очага болезни. Движение энергии в системе тела. Информационное поле человека и понятие здоровья. Истоки возникновения болезни человека. Существование души.

    книга , добавлен 17.05.2008

    Анатомия стекловидного тела, строение и функции. Врожденные аномалии развития стекловидного тела, воспалительные, деструктивные и дистрофические процессы в нем. Травматические поражения стекловидного тела, диагностика, жалобы и методика лечения.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Введение термина "аорта" Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

    презентация , добавлен 27.11.2010

    История зарождения и развития гистологии как науки о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов. Деятельность отечественных гистологических школы второй половины XIX-начала ХХ в. Этапы развития цитологии и эмбриологии в России.

Анатомия древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения

Первые анатомические знания зародились еще в древности, то есть задолго до появления письменности (об этом свидетельствуют рисунки человека пещерного периода). Первые письменные источники, такие как китайская книга "Нейцзин" и индийская книга "Аюрвсда", датируются XI-IX вв. до н.э.

Современная медицина базируется на европейской медицинской традиции, своими корнями уходит Древней Греции. В период развития античной культуры греческие ученые вскрывали трупы и таким образом (апаtemno - рубите, отсюда слово "анатомия") знакомились с органами и системами человеческого тела, но знания эти были отрывочные и систематизированы. Первое произведение, посвященный анатомии, приписывают греческому философу и врачу Алкмеону, который жил в первой половине V в. до н.э. Он родился в Южной Италии, учился у Пифагора, был одним из основателей Кротонский медицинской школы. в Древней Греции вскрытия человеческих тел по религиозным соображениям были запрещены, поэтому Алкмсоп Кротонский первый начал анатомировать животных для изучения строения органов для потребностей медицины.

Выдающимся ученым Древней Греции был Гиппократ (460-377 pp. До н.э.). За огромный вклад в искусство врачевания, в анатомию и физиологию Гиппократа еще при жизни назвали "отцом медицины". Врач в те времена был больше философом, чем натуралистом, поэтому основу учения Гиппократа составило достаточно умозорове обобщения анатомических фактов, накопленных трудом многих ученых, и материалистические взгляды на причины возникновения болезней. Ученый создал "гуморальный" теорию, согласно которой в состав организма человека входят жизненно важные жидкости - кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно теории Гиппократа, конституция и темперамент человека - соответственно сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик - определяются различными соотношениями этих жидкостей. Когда они смешаны в теле гармонично, человек здоров. Если нарушается соотношение жидкостей, присущее человеку определенного характера, то наступает болезнь или смерть.

Ученик Платона, великий философ и энциклопедист древнего мира Аристотель (384-322 pp. До н.э.) систематизировал и развил почти все известные в то время научные теории и факты в области философии, логики, астрономии, истории, психологии, естествознания. В отличие от идеалиста Платона (427-347 pp. До н.э.), Аристотель считал, что окружающий мир существует реально, значит его надо изучать с помощью органов чувств, наблюдений и исследований. Аристотель считается основателем сравнительной анатомии и эмбриологии, поскольку он исследовал анатомию тела животных и их зародышей. Ученый пришел к выводу, что в эмбриогенезе органы возникают не сразу, а постепенно, один за другим, с бесструктурной массы. Эту теорию, в дальнейшем, выдающийся английский анатом, физиолог и эмбриолог Гарвей назвал теорией эпигенеза.

(460-377 pp. До н.э.)

(384-322 pp. До н.э.)

Самым выдающимся ученым-медиком древнего мира после Гиппократа и отцом анатомии считают Клавдия Галена (131-200 гг. Н.э.), который родился в Пергаме и жил большую часть жизни в Риме. Авторитет Галена был настолько большим, что целые поколения врачей в течение тринадцати веков учились на его произведениях по медицине и анатомии. Гален проводил анатомические опыты на животных. Полученные сведения он переносил на человека, что негативно сказалось на развитии анатомии. Интересно, что известный анатом XV века Я. Сильвий (1478-1555), не находя соответствия между наблюдаемыми анатомическими фактами и данными Галена, склонен был больше верить тому, что за тринадцать веков изменилось строение человека, а не потому, что Гален мог ошибиться.

Значительный вклад в медицинскую науку внес выдающийся врач и философ Абу Али Ибн-Сина (980-1037), больше известный в Европе как Авиценна. Абу Али Ибн-Сина написал знаменитую книгу "Канон врачебной науки", в которой был раздел "Введение в анатомии и физиологии". По этой книге учились врачи Востока и Запада до XVII в. включительно.

В средние века медицинская наука была полностью подчинена религии - касаться мертвых, кроме ритуальных целей, не разрешалось. Деятельность многих ученых-медиков сводилась к комментированию и переписывание трудов Аристотеля и Галена, потому что их анатомические достижения считались безошибочными и непревзойденными.

Началом научного изучения анатомии человека стала эпоха Возрождения, когда три большие анатомы-реформаторы Леонардо да Винчи, А. Везалий и У. Гарвей, осознавая важность знания строения тела для лечебного дела, проверили на трупах людей анатомические описания древних греков, римлян, арабов, персов и отметили грубые ошибки, которые в них попадались. Именно с этого периода до XXI в., Открытие в морфологии стали уходить один за другим, и анатомы - они же и врачи - стали выполнять огромную работу, описывая новые, еще неизвестные анатомические образования, исправляя устаревшие данные, входя все глубже в описание деталей строения систем и отдельных органов.

Вклад великого итальянского ученого и художника Леонардо да Винчи (1452-1519) в развитие науки о строении человеческого тела трудно переоценить. Он не обращал внимания на авторитеты, осознав бесплодность средневековой схоластики. Леонардо да Винчи одним из первых начал вскрывать трупы людей и стал настоящим новатором в исследовании строения тела. "Кто спорит, ссылаясь на авторитет, принимает не свой ум, а скорее память", - любил повторять великий ученый. На своих рисунках Леонардо да Винчи достиг чрезвычайной точности в изображениях различных органов человеческого тела, благодаря чему внес значительный вклад в развитие анатомии, а также стал основателем пластической художественной анатомии.

Большой фламандский (бельгийский) ученый Андрей Везалий (1514-1564) совершил революцию в анатомии - создал систему анатомических знаний, которые базировались на многочисленных разрезах человеческого тела, и исправил ошибочные представления Клавдия Галена об анатомии человека, царила в медицине на протяжении 13-ти веков. Осознавая, что медицина может выйти из средневекового застоя, освященного

(1514-1564)

(1578-1657)

неприкосновенным авторитетом Галена, лепное в условиях прогресса анатомии как науки о строении и функции органов человеческого тела, Везалий посвятил свою жизнь исследовательской деле. Результатом напряженной самоотверженного труда ученого стал выпуск в Базеле в июне 1543 7 книг "О строении человеческого тела", которые были прекрасно иллюстрированные гравюрами Стефана ван Калькара. Эта книга Везалия стала первым научным изданием, содержащее систематизированные анатомические данные, проверенные или впервые установлены во время препарирования умерших людей, а не животных.

С момента печати трактата Везалия началось бурное развитие анатомии и медицины в целом. Возникли более ясные представления о морфологическое основание многих клинических дисциплин, которые были обусловлены появлением первых подробных описаний анатомических структур. Работа Везалия имела и имеет и сегодня большое научное и образовательное значение, учит смело отходить от всего устаревшего и реакционного в науке и жизни, вдохновенно идти вперед к настоящему знание, опирающееся на наблюдение и опыт.

Выдающийся английский физиолог, анатом и эмбриолог (1578-1657) открыл важнейшую функцию организма - кровообращение - и своими научными трудами создал целую эпоху в естествознании. У. Гарвей изучал явления живой природы, непосредственно наблюдая физиологические процессы и экспериментально исследуя их на основе материалистических естественных законов. Свое выдающееся открытие - функции кровообращения - он опубликовал в книге "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где окончательно разрушил идею и авторитет виталистических) учение Галена, царившее в средневековье. Прогрессивное учения В. Гарвея о кровообращении быстро завоевало всеобщее признание и осуществило благоприятное влияние па дальнейшее развитие медицины.

Годом ранее, чем У. Гарвей исследовал функцию кровообращения, итальянский анатом Каспар Азелли описал лимфатические сосуды (1627). Чуть позже итальянский ученый Марчелло малинный открыл под микроскопом кровеносные капилляры (1661), существование которых предусматривал В. Гарвей. Но следует отметить, что еще в 1553 году Сервет описал малый (легочный) круг кровообращения и объяснил физиологический смысл кровообращения в этой системе. За такие "еретические" взгляды он был сожжен инквизицией. Итак, во второй половине XVII века окончательно сформулировано понятие о строении и функции большого и малого круга кровообращения

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.


В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.