Закапывание капель в нос алгоритм пациенту. Закапывание капель в уши. Подготовка больного для сдачи мочи на общий анализ

Январь 26, 2015 admin Нет Комментариев

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В НОС

Оснащение: лоток для отработанного материала, перчатки

Стерильные:

  • лекарственное вещество
  • лоток,
  • пипетку,
  • марлевые шарики.

Алгоритм действия:

  1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход манипуляции, получить его согласие.
  2. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.
  3. Приготовить всё необходимое.
  4. Прочитать название лекарственного средства
  5. Дать информацию пациенту о лекарственном средстве, и его побочных действиях.
  6. Подогреть капли до 36-37 «С.
  7. При наличии отделяемого из носа очистить носовые ходы ватными жгутиками (турундами).
  8. Усадить пациента со слегка запрокинутой головой или уложить на спину без подушки.
  9. Взять марлевые шарики в правую руку, прижав их к ладони мизинцем.
  10. Взять пипетку в правую руку, набрать лекарственное средство.
  11. Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.
  12. Ввести пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
  13. Закапать 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
  14. Прижать марлевым шариком крыло носа к перегородке.
  15. Наклонить голову пациента в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
  16. Закапать через 1-2 мин. в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности.
  17. Продезинфицировать пипетки.
  18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Внимание!

При введении масляных растворов в нос, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо голову пациента максимально запрокинуть назад и закапать 5-6 капель. Пациент должен почувствовать вкус капель

Внимание! Перед введением капель в нос необходимо провести туалет полости носа, так как содержимое полости носа будет препятствовать всасыванию лекарственного средства

Метки: Манипуляции

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза, нос, ухо маленькому ребенку.

Декабрь 23, 2014 admin Нет Комментариев

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход.

II. ПОКАЗАНИЯ:

заболевания уха, горла, носа, глаз.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха, тревоги.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

стерильные атравматические пипетки, стерильные ватные шарики, лекарственные препараты, растительное масло, лотки для оснащения и использованного материала, дез. раствор, маска.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Введение капель в конъюнктивальный мешок маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме (и ребенку старшего возраста), объяснить им цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите с запрокинутой головой.

Выполнение процедуры:

  1. Наберите лекарственное средство в пипетку (держа пипетку вертикально)
  2. Возьмите в левую руку ватный тампон, оттяните нижнее веко (попросите ребенка посмотреть вверх).
  3. Правой рукой, фиксируя лоб ребром ладони, введите две капли лекарственного раствора в конъюнктивальный мешок. Пипетку держать под углом 40 .
  4. Промокните остатки капель ватным шариком от наружного угла глаза к внутреннему углу. Возьмите другой тампон и тем же способом закапайте капли в другой глаз.

Читайте так же про: Дородовой патронаж образец.

Окончание процедуры:

  1. Сбросьте шарики и пипетки в лотки для использованного материала.

ПРИМЕЧАНИЕ: детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки и ноги ребенка.

Введение капель в нос маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Прочтите вслух название препарата.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  3. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите со слегка запрокинутой головой.
  2. Очистите ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек с помощью ватных жгутиков с растительным маслом. Старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, зажав левый, а затем наоборот).
  3. Наберите лекарство в стерильную пипетку.
  4. Большим пальцем левой руки приподнимите кончик носа ребенка и наклоните голову набок (при введении капель в правый носовой ход - вправо, при введении капель в левый носовой ход - влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа) Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапайте 2-3 капли в правый носовой ход. Оставьте голову в наклоненном положении на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке. Спросите ребенка о самочувствии.
  5. Аналогичным способом введите капли в левый носовой ход.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработайте пипетки по правилам.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход(в ухо) новорожденному ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме (и ребенку старшего возраста) смысл манипуляции, получить информированное согласие на проведение процедуры.
  2. Прочтите вслух название препарата.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  4. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).
  2. Подогрейте лекарственный раствор до температуры 37 С (поставив в теплую воду).
  3. Очистите наружный слуховой проход ватным жгутиком.
  4. С целью выпрямления наружного слухового прохода оттяните левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу (у детей раннего возраста) и кверху и кзади - у старших.
  5. Введите 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного слухового прохода.
  6. Проследите, чтобы ребенок полежал в этом положении 15-20 минут.
  7. Спросите ребенка о самочувствии.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработать пипетки.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза взрослым и детям

Лечебный эффект от капель может быть значительно снижен из-за неправильного проведения процедуры. Врачом может быть назначено закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм процедур имеет общую основу, но различается в частных моментах. При неправильном закапывании глазного препарата он не контактирует со слизистой и не оказывает ожидаемого эффекта. Особого внимания заслуживает закапывание капель в глаза детям. Алгоритм для детских процедур имеет некоторые нюансы.

Предварительные процедуры

Если выделения из глаза склеивают ресницы и веки, то необходимо провести дополнительную процедуру очищения. Для ее проведения понадобятся перчатки, 2 лотка, несколько стерильных ватных тампонов и раствор антисептика.

Этапы процедуры:

  1. Тщательно очистить руки, натянуть перчатки.
  2. На дно стерильного лотка положить около 10 тампонов, добавить раствор антисептика.
  3. Немного отжать тампон и протереть ресничный край века, направляя движения с наружного уголка к переносице либо сверху вниз, выбросить использованный тампон.
  4. Повторить протирания другими тампонами 5-6 раз.
  5. Осторожно легкими движениями убрать остатки антисептика.
  6. Вынуть руки из перчаток и помыть их.

В детском возрасте чаще возникают нежелательные ответы на лекарственные средства, поэтому стоит внимательно подбирать антисептический раствор.

Подготовительные манипуляции

Алгоритм закапывания капель в глаза включает в себя предварительные действия для подготовки к самой процедуре:

  1. Подготовить пипетку, промыв ее горячей кипяченой водой со всех сторон, в том числе изнутри.
  2. Приготовить несколько стерильных ватных тампонов.
  3. Еще раз просмотреть инструкцию к применению препарата, сроки годности, убедиться, что он нормальной комнатной температуры.
  4. Удостовериться, что место проведения процедуры достаточно освещено, приготовить стул либо место, где можно прилечь.
  5. Если планируется проводить закапывание самому себе, стоит подготовить зеркало.

В ходе процедуры следить, чтобы лекарственное средство не затекало в резиновую часть, для этого удерживать пипетку в вертикальном положении.

Алгоритм самостоятельного проведения процедуры

Алгоритм закапывания капель в глаза самому себе выглядит следующим образом:

  1. Набрать препарат в пипетку.
  2. Занять комфортное положение (сесть, опершись на спинку стула, или прилечь).
  3. Запрокинуть голову и оттянуть нижнее веко пальцами левой руки, чтобы образовался канал.
  4. Направить взгляд кверху, но не терять из виду конец пипетки.
  5. Приблизить пипетку и вывести из нее нужное количество капель препарата в канал нижнего века.
  6. Процедуру можно закончить, если капли попали в предназначенное место, или повторить, если они стекли по лицу.
  7. Повторить все действия на втором глазу (если назначено врачом).

Важно: нельзя подносить пипетку очень близко к глазному яблоку, это может привести к травме или переносу инфекции из другого глаза. Алгоритм закапывания капель в глаза предполагает введение не более 2 капель в один канал, так как большее количество просто вытечет.

Мероприятия после основной процедуры

По окончании процедуры рекомендуется прикрыть глаза и осторожно нажать подушечками пальцев на внутренние углы глаз. Это предупредит вытекание лекарственного средства в носовую полость. Ткани глаз будут в полной мере обеспечены лекарством.

Когда назначены два вида препарата, интервал между процедурами должен равняться 15 минутам и более. Техника закапывания капель в глаза в этом случае не меняется. Контактные линзы можно устанавливать также через четверть часа. Если назначено также закладывание мази за веко, то оно может быть проведено по окончании процедуры с каплями.

Подготовка ребенка к процедуре закапывания капель в глаза

Детям часто назначается закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм предварительного очищения глаз у детей такой же, как и у взрослых. Оно требуется при чрезмерных выделениях из глаза, склеивающих веки и ресницы.

С детьми старшего возраста перед процедурой целесообразно провести беседу, сообщив о пользе препарата, а также подробно описав все последующие действия по его введению. В этом случае тревога и страхи ребенка заметно снизятся, выполнить все манипуляции будет проще.

При закапывании глазных капель маленькому ребенку, главное – зафиксировать его положение. Для малышей до года с этой целью можно использовать пеленку, плотно прижав ею ручки к телу. Если необходимо закапывание капель в глаза ребенку от 2 и примерно до 7-8 лет, то стоит пригласить помощника, который сможет придерживать его голову, а также руки и ноги.

Введение капель в глаза ребенку

Перед процедурой введения препарата необходимо провести все подготовительные манипуляции: подготовить место, вымыть руки, достать ватные тампоны, вымыть пипетку, просмотреть инструкцию и сроки годности. Закапывание капель в глаза детям (алгоритм) включает следующие действия.

  1. Уложить или усадить ребенка, в зависимости от его возраста.
  2. Набрать лекарство в пипетку, держать ее в ведущей руке.
  3. Другой рукой взять тампон. Указательным пальцем придерживать верхнее веко, а большим с подложенной ваткой – нижнее.
  4. Развести пальцы, слегка оттягивая нижнее веко.
  5. Ввести 2 капли препарата из пипетки в образовавшийся канал нижнего века.
  6. Осторожно вытереть глаз тампоном движениями от внешнего края к внутреннему.

Алгоритм закапывания капель в глаза у детей и взрослых практически одинаковый, нюансы больше касаются периода подготовки к процедуре. Навык такого способа введения препарата вырабатывается достаточно быстро.

Капли в нос назначают для того чтобы устранить воспалительный процесс, который развился в слизистых оболочках носа и предупредить распространение инфекции. С помощью капель можно облегчить дыхание через нос. Процедуру нужно проводить правильно. Закапывание капель в нос осуществляется по определенному алгоритму. Существует специальная техника закапывания капель в нос.

Алгоритм действий

Чтобы добиться максимального эффекта от применения капель в нос, необходимо правильно подготовиться к процедуре и корректно ее произвести:

  1. Лекарства, если они хранились в холодильнике, предварительно нужно подогреть в теплой воде.
  2. Перед тем, как закапать капли в нос, потребуется хорошо прочистить .
  3. Следующий шаг – правильная позиция тела.
  4. Закапывание капель строго по инструкции.
  5. После закапывания выход из носа закрывают, прижимая ноздрю к перегородке на несколько секунд.
  6. Чтобы лекарство не вытекло обратно, а хорошо впиталось в кровь, требуется немного полежать.

Если процедура закапывания была проведена правильно, капли не вытекут обратно и не проникнут в горло, а попадут в носовые ходы.

Очистка носа

Полость носа перед лечением следует очистить от выделений. Это необходимо сделать для того, чтобы слизь не помешала контакту лекарства со слизистыми оболочками носа. В таком случае эффект от лечения будет выше.

Для того чтобы носовые ходы очистились от выделений, не достаточно просто высморкаться. Прочистить нос можно более качественным способом. Избавиться от сухих корочек и слизи поможет физраствор или препараты аналогичного действия:

  • Назол Аква;
  • АкваМастер;
  • Салин.

В нос закапывают средство и только после этого высмаркиваются. Таким образом, можно эффективно прочистить нос от корочек и выделений. При высмаркивании не следует с силой выдувать воздух из носа, так можно повредить капилляры и травмировать эпителиальный слой.

Правильное положение тела

Чтобы лекарство не протекло в горло, важно принять правильное положение. Голову слегка запрокидывают и немного наклоняют в сторону той ноздри, куда требуется закапать лекарство. Перед процедурой следует занять удобное положение, лучше прилечь или сесть на стул.


Как следует закапывать капли

В одну ноздрю следует закапывать ровно столько капель, сколько этого требует инструкция. Для устранения отека слизистой и облегчения дыхания, используют сосудосуживающие капли. Если насморк сопровождается образованием сухих корочек, врачи рекомендуют капли на масляной основе.

Чтобы лекарственное средство равномерно распространилось в носу и впиталось в слизистые ткани, следует прижать пальцем крыло носа, после чего произвести несколько круговых движений.

Через минуту–две манипуляции повторяют со второй ноздрей.

После процедуры можно повторно высморкаться.

Как капать в нос ребенку

Процедура закапывания носа ребенку, особенного маленькому, сопряжена с целым рядом трудностей. При ее проведении следуют алгоритму:

  1. Хорошо вымыть руки с мылом.
  2. Подготовить ребенка к проведению процедуры, настроить его на лечение.
  3. Если ребенок не умеет сморкаться, нужно очисть нос с помощью ватных турунд.
  4. Положить ребенка и наклонить его голову вправо или влево, в зависимости от того, в какую ноздрю будет закапываться лекарство.
  5. Закапать капли, при этом пипетка не должна касаться носа.
  6. Помассировать крыло носа.

Перед проведением процедуры следует прогреть лекарство до комнатной температуры, важно проверить срок годности и внимательно ознакомиться с инструкцией.

Случается, что у новорожденного или грудничка появляются проблемы с дыханием через нос. В таких случаях врач назначает детям капли. Капать капли младенцу очень трудно. И все же при правильном подходе, процедуру можно осуществить качественно.

Правила закапывания лекарства новорожденному следующие:

  1. Вымыть руки с мылом.
  2. Носовые ходы малыша очищают с применением физиологического раствора. Его применяют для размягчения загрязнений и выхода их наружу.
  3. Слизь устраняют с помощью вакуумного аспиратора.
  4. Малыша кладут на колени набок. В ноздрю, расположенную вверху, вводят лекарства, важно при этом не попадать на перегородку.
  5. Ребенка переворачивают и повторяют процедуру с другой ноздрей.

Не следует назначать лекарственные средства ребенку самостоятельно. Это должен делать специалист. Родителям необходимо следовать рекомендациям лечащего врача, не превышать и не уменьшать назначенную дозу.

Как закапать капли в глаза и уши

Закапывание капель в глаза и уши начинается с тех же манипуляций. Прежде всего, следует удостовериться, что лекарство не просрочено. После чего тщательно промывают руки и обрабатывают пипетку.

Чтобы лекарства не вытекли обратно, нужно занять удобное положение. Лучше всего, сесть и слегка запрокинуть голову. В пипетку набирают лекарство. Обычно требуется две-три капли препарата.

Пипетку наклоняют под углом 45 градусов, ее держат на небольшом расстоянии от глаза. Лекарства направляют в сторону внутреннего глаза на конъюнктивную складку, при этом нижнее веко слегка оттягивают.

Препараты для ушей назначают при разных формах отита, а также, в случаях, когда обнаружен ушной грибок. При закапывании лекарства в уши голову наклоняют таким образом, чтобы больное ухо оказалось вверху. При этом голову слегка запрокидывают. После закапывания нужно посидеть в исходном положении в течение пары минут.

Посмотрев видео, вы узнаете, как :

Меры предосторожности

Лечение назальными каплями не должно продолжаться более недели. Иначе возможет обратный эффект. Лекарственное средство иссушит слизистую оболочку, начнет раздражать ее и разрушать кровеносные сосуды. В выделениях появятся сгустки крови.

Длительное пользование назальными каплями вызывает привыкание, лечебный эффект при этом снижается.

Показания: воспалительный процесс слизистой оболочки носа и носоглотки; острый средний отит, синуситы (для улучшения вентиляции придаточных пазух носа и среднего уха).

Капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого. При их введении необходимо придать больному правильное положение: голова ребенка должна быть повернута в сторону той половины носа, куда закапывают капли. При

Этом поступившее в нос лекарство равномерно распределяется по боковой стенке и проникает в носовые ходы. Закапывание производится лишь при слегка запрокинутой голове, чтобы избежать попадания капель через слуховую трубу в барабанную полость.

Для закапывания в нос применяются капли с сосудосуживающим действием: 0,05% или 0,025% растворы нафтизина (санорин), 0,05% раствор галазолина (детям до одного года они не рекомендуются в связи с возможностью передозировки), 0,001; 0,025; 0,005% растворы називина, лекарственные препараты с антисептическим действием:

15% или 20% раствор сульфацил-натрия; лекарственные средства, обладающие противовирусным действием (человеческий лейкоцитарный интерферон); иммуностимуляторы (0,01% раствор тимогена), а также капли сложного состава, содержащие антисептические, десенсибилизирующие, противовоспалительные и стимулирующие иммунную реактивность организма препараты («Пиносол»).

Материальное оснащение:

Капли в нос;

Paствор фурацилина 1: 5000 (2% раствор натрия бикарбоната для промывания носа);

Вазелиновое масло;

Стерильные пипетки в мензурке;

Электроотсос (резиновый баллон) с катетером;

Стерильный материал (ватные жгутики) в крафт-пакете;

Лоток для оснащения;

Лоток для использованного материала;

Две емкости для промывания резинового баллона с дезинфицирующим раствором (фурацилин 1: 5000);

Пинцет в дезинфицирующем растворе;

Перчатки;

Инструментальный столик;

Пеленальный стол с матрацем;

Емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Вымыть и просушить руки.

2) Обработать дезинфицирующим раствором лотки, инструментальный столик, пеленальный матрац. Вымыть и просушить руки.

3) Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

Основной этап

4) Уложить ребенка на пеленальный стол.

5) Перед закапыванием капель при наличии слизи или корок очистить носовые ходы. При вязком секрете для его разжижения закапать раствор фурацилина
1: 5000 или 2% раствор натрия бикарбоната. Для этого раствор фурацилина набрать в пипетку, зафиксировать голову ребенка в нужном положении и, не касаясь стенок носа, закапать в правый и левый носовые ходы. Пипетку следует держать под углом 45°, чтобы раствор не попадал в резиновую часть. Затем с помощью электроотсоса (резинового баллона) удалить содержимое. При жидком отделяемом удалить его с помощью электроотсоса (резинового баллона) без предварительного закапывания раствора фурацилина. Если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в вазелиновом масле.

6) Набрать лекарственный раствор в пипетку, приподнять кончик носа пальцем и закапать 2-4 капли по наружной стенке в одну половину носа.

7) Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении.

8) Через 1-2 мин, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа.

Заключительный этап

9) Использованную пипетку, резиновый баллон обеззаразить.

10) Вымыть и просушить руки.

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

Очно-заочное отделение

СПИСОК МАНИПУЛЯЦИЙ

Манипуляция №1 Техника пеленания новорождённого.

Манипуляция №2 Техника проведения туалета пупочной ранки.

Манипуляция №3 Техника подмывания грудных детей.

Манипуляция №4 Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Манипуляция № 5 Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Манипуляция № 6 Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

Манипуляция № 7 Закапывание капель в ухо.

Манипуляция № 8 Техника закапывания капель в нос ребёнку разного возраста

Манипуляция № 9 Техника закапывания капель в глаза ребёнку разного возраста

Манипуляция № 10 Техника взвешивания детей разного возраста.

Манипуляция № 11 Техника измерение роста детям

Манипуляция № 12 Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка. Измерения окружности головы

Манипуляция №13 Техника кормления детей первого года жизни. Кормление из бутылочки

Манипуляция № 14 Техника контрольного взвешивания.

Манипуляция №15. Техника проведения гигиенической ванны новорождённому.

Манипуляция № 16. Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики ребёнку грудного возраста

Манипуляция № 17 Использование различных способов подачи кислорода ребёнку (масочный, кислородная палатка, через носовые канюли).

Манипуляция № 18. Техника постановки газоотводной трубки ребёнку грудного возраст

Манипуляция № 19. Техника взятия соскоба с перианальных складок на энтеробиоз.

Манипуляция № 20. Техника промывания желудка ребёнку грудного возраста.

Манипуляция № 21. Техника постановки очистительной клизмы ребёнку различного возраста.

Манипуляция № 22. Техника сбора мочи у ребёнка до года (у девочки грудного возраста).

Манипуляция № 23. Техника постановки согревающего компресса на ухо ребёнку.

Манипуляция № 24. Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Манипуляция № 25 Определение частоты дыхательных движений, Измерение артериального давления. Исследование пульса.

Измерение артериального давления у детей.

Манипуляция № 26 Техника взятия мазков со слизистых зева и носа на микрофлору у детей.


Манипуляция №1
Техника пеленания новорождённого.

Цель: профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания: после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

Не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

Не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

Не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента: успокоить ребенка,

Оснащение:

Пеленальный стол

Байковое одеяло

- «Конверт» для прогулки

Фланелевая пеленка

4 тонкие пеленки

Фланелевая и тонкая распашонки

Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

Последовательность действий:

3. Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.

4. Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.

5. Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла

6. Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.

7. Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.

8. Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.

9. Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.

10. Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.

11. Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.

12. Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.

13. Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.

14. Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.

15. Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».

16. Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.

17. Уложите ребёнка в кроватку

Для прогулки

18. Наденьте чепчик или шапочку

19. Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.

20. Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)

Примечание: в домашних условиях обработка пеленального стола осуществляется без дез растворов.

Манипуляция №2
Техника проведения туалета пупочной ранки.

Цель: профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до ее эпителизации для

профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.

Показания: отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки;

воспаление пупочной ранки (омфалит).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,

Не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.

Строго соблюдать правила асептики.

Нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.

Подготовка пациента: положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств ираспеленать его.

Оснащение:

Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

Стерильный пинцет

30 мл 3% раствора перекиси водорода

30 мл 96% раствора этилового спирта

Стерильные перчатки

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Наденьте стерильные перчатки.

3. Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.

4. Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер

5. Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

6. Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

7. Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.

8. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
  2. При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.

Манипуляция №3
Техника подмывания грудных детей.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи.

Показания: загрязнение кожи каловыми массами

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, наличие у ребенка потницы, опрелостей,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра на столе,

Контроль постоянной температуры воды (не выше 37 0 С),

Соблюдать правила расположения ребенка на руках при подмывании.

Подготовка пациента: нет

Оснащение:

Чистая пеленка или полотенце

Детское мыло

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом.

2 стерильных ватных шарика

Водный термометр

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость для использованного белья

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка).

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

4. Приготовьте чистую пеленку или полотенце.

5. Откройте кран и отрегулируйте температуру воды (37-38,5 о, С) при помощи водного термометра или под контролем чувствительности кожи внутренней поверхности нижней трети предплечья (медперсонала).

6. Разверните ребенка в кроватке и осмотрите кожные складки.

7. Возьмите ребенка и положите его на левое предплечье таким образом, чтобы голова упиралась в локтевой сгиб, а туловище находилось на предплечье.

Девочку - на спину, лицом вверх, чтобы направление воды было спереди назад,

Мальчика - на спину лицом вверх или на живот - лицом вниз.

8. Правой рукой еще раз проверьте температуру воды, при этом ребёнка держите над раковиной, но не под струей воды. Осторожными движениями правой руки, направленными спереди назад, промойте у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые складки (у девочек только в этом порядке). При сильном загрязнении используйте детское мыло.

9. Просушите аккуратными промокательными движениями кожу ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Использованную пелёнку (полотенце) сбросьте в ёмкость, для использованного белья

10. Положите ребёнка на пеленальный стол

11. Обработайте паховые, ягодичные, а у мальчиков мошоночные складки ватным шариком со стерильным вазелиновым или растительным маслом. Использованные ватные шарики сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

12. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Манипуляция №4
Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.

Цель: лечебная: ежедневная обработка слизистой оболочки полости рта за 10-15 минут перед каждым кормлением.

Показания: наличие у ребёнка стоматитов.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка грудного возраста, страх манипуляции у ребенка старше одного года. Со стороны матери: недоверие медперсоналу, отказ от выполнения манипуляции, негативное отношение к манипуляции.

Техника безопасности:

Не оставлять грудного ребенка на пеленальном столе без присмотра

Не использовать для обработки слизистой оболочки полости рта грубую ткань, твёрдые предметы с накрученной на них ватой.

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Бикс со стерильными марлевыми салфетками размером 10x10 cм

Стерильный пинцет

Стерильный лоток

- Ёмкость с 2% раствором гидрокарбоната натрия или 10% раствором тетрабората натрия

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств,

3. Положите ребёнка на пеленальный стол (ближе к источнику света),

4. Возьмите стерильным пинцетом стерильную марлевую салфетку из бикса

5. Оберните указательный палец правой руки стерильной марлевой салфеткой, свободный конец которой зажмите в кулаке,

6. Левой рукой возьмите ёмкость с одним из приготовленных растворов и смочите марлевую салфетку над лотком для сброса, использованного материала,

7. Откройте левой рукой рот ребёнку, надавливая на подбородок и, опуская его вниз,

8. Осторожными движениями указательного пальца правой руки с помощью салфетки снимите налеты со слизистой оболочки сначала в преддверии рта (внутренняя поверхность щек и десны), затем в собственно ротовой полости (под языком, спинка языка, твердое небо).

9. Использованную марлевую салфетку сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

Манипуляция № 5
Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости у грудного ребёнка.

Цель: профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания:

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:

Положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств (ближе к источнику света) ираспеленать его.

Успокоить ребенка

Оснащение:

- Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Бикс со стерильными ватными шариками

Стерильный лоток

Стерильный пинцет

Стерильные перчатки

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

2 чистые пелёнки

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник

(памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

1.Вымойте руки гигиеническим способом

2.Осмотрите кожные покровы ребенка,

3.Подмойте ребенка проточной водой (37-38 0 С) при загрязнении кожных покровов каловыми массами или мочой,

4. Подсушите кожные покровы чистой пелёнкой,

5.Уложите ребенка на спину на чистую пеленку,

6.Помойте руки, наденьте стерильные перчатки,

7.Возьмите ватный шарик стерильным пинцетом из бикса, опустите его в мензурку со стерильным маслом комнатной температуры,

8.Достаньте рукой его рукой и слегка отожмите,

9.Осторожными движениями протрите кожные складки в следующей последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, подколенные, паховые, ягодичные, межягодичная,

10. Сбросьте использованный ватный шарик в лоток, для сброса, использованного материала,

11. При необходимости ватный шарик можно поменять.

12. Сбросьте использованный ватный шарик и перчатки в лоток для сброса, использованного материала,

13. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. Стерильное вазелиновое масло можно приобрести в аптеке, а растительное приготовить в домашних условиях: взять флакон, налить в него рафинированное растительное масло, закрыть пробкой и опустить в емкость с водой, чтобы уровень воды превышал уровень масла во флаконе, поставить емкость на огонь, довести до кипения, прокипятить в течение 20-30 минут, вынуть флакон с маслом и остудить.

Манипуляция № 6
Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.

В утренний туалет грудного ребёнка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

Цель: профилактика заболеваний кожи и слизистых.

Показания: осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

  1. Не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.
  2. Не используйте твёрдые предметы с накрученной на них ватой для проведения туалета носа и ушей

Подготовка пациента: успокоить ребенка.

Оснащение:

Фланелевая пелёнка (для покрытия пеленального стола).

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

Тонкая пеленка для подмывания

Бикс со стерильными ватными шариками и ватными жгутиками.

Стерильный пинцет (в биксе или крафт-пакете)

Стерильный шпатель (в биксе или крафт-пакете)

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Мензурка с кипяченой водой комнатной температуры

Лоток для сброса, использованного материала

- Ёмкость, для использованного белья

- Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

- Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

1. Вымойте руки гигиеническим способом

2. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез. средств.

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или покройте пеленальный стол фланелевой пелёнкой и приготовьте комплект чистого нательного белья для переодевания ребёнка,

4. Распеленайте или разденьте ребенка в кроватке и осмотрите кожные покровы,

5. Подмойте ребенка согласно алгоритму.

6. Положите ребёнка на пеленальный стол

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом.

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему.

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

Обработка носовых ходов.

12. Осмотрите носовые ходы.

13. При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15. Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16. При необходимости процедуру можно повторить.

17. Вымойте руки гигиеническим способом

Обработка наружных слуховых проходов .

18. Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19. Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20. Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик.

21. Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22. При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23. Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз.

24. Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.

Обработка кожных складок

25. Проведите согласно алгоритму

26. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание: .При появлении у ребенка признаков острого конъюнктивита (гиперемия склер, светобоязнь, гнойные выделения из глаз) туалет глаз проводится от верхнего века к нижнему

Манипуляция № 7
Закапывание капель в ухо.

Цель: лечебная.

Показания: острые и хронические заболевания среднего и наружного уха по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:

Техника безопасности:

Не оставляйте ребенка без присмотра

Проверьте целостность пипетки,

Проверьте название лекарственного препарата и срок его годности.

Для каждого пациента используется отдельная стерильная пипетка.

Подготовка пациента:

Успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры.

Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Стерильная глазная пипетка
  • Ушные капли, подогретые до температуры тела
  • Рыхлые ватные тампоны или салфетки
  • Ёмкость с дез раствором
  • Ёмкость для использованных ватных тампонов

Последовательность действий:

  1. Осмотрите наружный слуховой проход. Если имеется гнойное отделяемое, проведите туалет наружного слухового прохода согласно алгоритму.
  2. Пациента уложите на бок, больным ухом вверх. Ребенка раннего возраста фиксирует помощник или мать.
  3. Правой рукой наберите в пипетку 5-6 капель лекарственного препарата.
  4. Левой рукой оттяните ушную раковину, чтобы наружный слуховой проход выпрямился:

Детям раннего возраста – немного книзу

Детям старшего возраста – кверху и кзади.

  1. Закапайте капли в ухо, держа пипетку в вертикальном положении и стараясь не касаться слухового прохода.
  2. Оставьте ребенка в таком положении 15-20 минут, затем положите в ушную раковину ватный тампон и наклоните голову в сторону больного уха, чтобы капли из него вытекли.
  3. Протрите ушную раковину и наружный слуховой проход салфеткой, в слуховой проход введите рыхлый ватный тампон.
  4. Обработайте пипетку в соответствии с действующим приказом.

Манипуляция № 8

Оснащение:

  • Капли в нос
  • Стерильная глазная пипетка
  • Ватные тампоны или марлевая салфетка.
  • Ёмкость с дез раствором

Последовательность действий:

  1. Запрокиньте голову ребёнка назад и наклоните её в сторону так, чтобы носовой ход, в который будете закапывать капли, оказался внизу.
  2. Возьмите пипетку в правую руку, наберите 2-3 капли лекарственного препарата,
  3. Большим пальцем левой руки поднимите кончик носа ребёнка.
  4. Закапайте капли на слизистую крыла носа, удерживая пипетку в полувертикальном положении, не касаясь ею слизистой оболочки носа.
  5. Оставьте голову ребенка в таком положении на 1-2 минут. Для равномерного распределения капель можно слегка прижать крыло носа к перегородке.
  6. Наклоните голову пациента в противоположную сторону и закапайте капли в другой носовой ход в той же последовательности.
  7. Сбросьте использованную пипетку в ёмкость с дез раствором.

Примечание:

  1. Ребенку раннего возраста закапывать капли удобней при участии помощника, который держит его в полулежащем положении, фиксируя руки, а при необходимости и ноги.
  2. Грудного ребенка перед выполнением манипуляции лучше запеленать.

Манипуляция № 9

Манипуляция № 10

Манипуляция № 11

Манипуляция № 12

Измерения окружности головы

4. Наложите сантиметровую ленту вокруг головы ребенка: сзади – на затылочные бугры, спереди – на уровне надбровных дуг.

5. Определите размер окружности головы ребёнка.

6. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение окружности груди:

7. Наложите сантиметровую ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – на уровне сосков.

8. Определите размер окружности груди ребёнка.

9. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение размеров большого родничка:

10. Найдите расположение большого родничка между лобными и теменными костями на голове ребенка.

11. Измерьте сантиметровой лентой расстояние между средними точками противоположных краев (сторон) большого родничка.

12. Запишите полученный результат «Историю развития ребенка».

13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его (или отдайте его матери).

Манипуляция №13
Техника кормления детей первого года жизни.

Цель: обеспечение потребности ребенка в питательных веществах.

Грудное вскармливание

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба и верхней губы

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, отказ от еды, рвота, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка.

Техника безопасности:

Нельзя, чтобы молочная железа матери закрывала носовые ходы ребёнка

Подготовка пациента:

Успокойте ребенка.

Проследите, чтобы мать вымыла руки с мылом, обмыла молочную железу кипячёной водой комнатной температуры над раковиной и приняла удобное положение (лёжа или сидя).

Оснащение:

  • Чистая пеленка
  • Две чистые салфетки
  • Ёмкость с кипячёной водой комнатной температуры

Последовательность действий:

  1. Вымойте руки гигиеническим способом.
  2. Проследите, чтобы мать сцедила первые капли молока на салфетку.
  3. Расстелите чистую пеленку на постели матери или на её коленях (в зависимости от положения матери).
  4. Приложите ребенка к молочной железе,
  5. Убедитесь в правильной технике кормления: положенияребенка во время кормления - голова выше туловища, молочная железа матери не закрывает носовые ходы ребёнка, «захват» ребёнком не только соска, но и ареолы.
  6. После окончания кормления обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка
  7. Придайте ребёнку вертикальное положение на 1-3 минуты, затем уложите в кровать на бок.

Кормление из бутылочки

Показания: удовлетворение физиологических потребностей ребенка при отсутствии у матери грудного молока или отказе матери от грудного вскармливания.

Противопоказания: отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба верхней губы.

Техника безопасности:

Контроль положенияребенка во время кормления - голова выше туловища

Температура смеси не должна быть выше 40 0 С

Горлышко бутылочки должно быть во время кормления заполнено молоком

Соска должна иметь диаметр отверстия, при котором жидкость вытекает каплями

Подготовка пациента:

Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

Успокойте ребенка.

Оснащение:

  • Молочная смесь
  • Сцеженное грудное молоко
  • Стерильная бутылочка ёмкостью 200мл
  • Стерильная соска с отверстием
  • Чистые пеленки
  • Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Подогрейте молочную смесь в бутылочке до 37-40 о С (на водяной бане или специальном электроприборе).
  2. Вымойте руки гигиеническим способом.
  3. Наденьте на бутылочку соску.
  4. Проверьте температуру смеси, капнув несколько капель на внутреннюю поверхность нижней трети предплечья.
  5. Приготовьте рядом с местом кормления чистую пелёнку
  6. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул и постелите чистую пелёнку на колени.
  7. Держите ребёнка во время кормления таким образом, чтобы его голова была выше туловища.
  8. Введите соску в рот ребенка, проследив за тем, чтобы она находилась на языке.
  9. Кормите ребенка, соблюдая технику кормления: бутылочку держите под углом так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком с целью предупреждения аэрофагии.
  10. Закончив кормление, обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка.
  11. Осторожно поднимите ребенка в вертикальное положение на 1-3 минуты.
  12. Положите ребенка в кровать на бок.

Манипуляция №15.

Манипуляция № 17

Манипуляция № 18.

Манипуляция № 19.

Манипуляция № 20.

Манипуляция № 21.

Манипуляция № 22.

Манипуляция № 23.

Манипуляция № 24.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по

краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 25

Определение частоты дыхательных движений,
Измерение артериального давления.
Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  • Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  • Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  • Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  • Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  • Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  • Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

Манипуляция № 26

СБОРНИК МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ»

Очно-заочное отделение

Алгоритмы манипуляций к дифференцированному зачету

По профессиональному модулю ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья.

Раздел 2. Сестринская помощь в педиатрии

Специальность 060501 « Сестринское дело»

Техника закапывания капель в глаза, нос и уши.

Цель: Введение лекарственного вещества в конъюнктивный мешок, на слизистую оболочку носа, наружный слуховой проход.

Показания: Заболевание уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: нет.

Оснащение :

- стерильный пипетки, стерильные шарики, лекарственные препараты

Проточная вода, мыло, полотенце, перчатки, маска

Дезинфицирующие растворы, емкости для дезинфекции

Этапы:

Введение капель в конъюнктивный мешок.

1. Подготовка к манипуляции:

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Уложить ребенка на руках у помощника или усадить с запрокинутой головой.

2.3 Набрать лекарственное средство в пипетку (держать пипетку вертикально).

2.4 Взять в левую руку ватный тампон, оттянуть нижнее веко (попросить ребенка посмотреть вверх).

2.5 Ввести правой рукой две капли лекарственного средства.

2.6 Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза.

2.7 Взять другой тампон и закапать в другой глаз.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

3.2 Вымыть руки.

Примечание. Детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки, ноги ребенка.

Введение капель в нос.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.

1.3 Очистить ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек, старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, затем левый и наоборот).

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Уложить ребенка на спину или усадить со слегка запрокинутой головой.

2.3 Набрать лекарственное средство в стерильную пипетку.

2.4 Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка и наклонить голову набок (при введении капель в правый носовой ход – вправо, при введении капель в левый носовой ход – влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа).

2.5 Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапать по 2-3 капли в каждый носовой ход.

2.6 Оставить голову в наклонном положении сначала в одну, потом в другую сторону, на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Спросить о самочувствии.

3.2 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

3.3 Вымыть руки.

Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Подогреть лекарственный раствор до t 37 0 (поставив флакон в теплую воду).

2.3 Уложить ребенка на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).

2.4 Очистить наружный слуховой проход ватной турундой.

2.5 Оттянуть левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу у детей раннего возраста и кзади, у старших детей кзади и кверху (с целью выпрямления наружного прохода).

2.6 Ввести 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного прохода.

2.7 Проследить, чтобы ребенок полежал в таком положении 15-20 минут.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Спросить ребенка о самочувствии.

3.1 Обработать пипетки в соответствии с санэпидрежимом.