Гастрит лечение детей. Гастрит у ребенка: симптомы и лечение гастрита у детей. Симптомы заболевания у детей

Вопрос: Заведующая МБДОУ Хабоцкий д/с Комарова Нина Васильевна. Как составить сетку НОД в смешанной разновозрастной группе детского сада. Работаем по программе «От рождения до школы» Возраст воспитанников: 1. От 1 года до двух - 2 воспитанника. 2. От 2 до 3 - 3 воспитанника. 3. От 3 до 4 - 2 воспитанника. 4. От 4 до 5 - 1 воспитанник. 5. От 5 до 6 - 1 воспитанник. 6. От 6 до 7 - 3 воспитанника. Как правильно составить режим дня. Детский сад работает с 8 до 17 часов.

Ответ. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) .Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. В вашем случае основная сложность в составлении режима состоит в том, что в группе двое детей в возрасте от 1-го года до 2-х лет. Вы не указали точный возраст этих детей. Режим дня детей от 1 года до 1 года 6 месяцев и с 1 года 6 месяцев до 2-х лет - разный и определяется анатомо-физиологическими особенности каждого возрастного периода. Так, например, дети в возрасте от 1года до 1 года 6 месяцев должны питаться 4 раза в сутки через 4-4,5 часа, днём спать 2 раза: первый сон 1,5 - 2 часа, второй 1-1,5 часа, продолжительность каждого бодрствования составляет 3-4 часа.Режим дня с 1,5 лет меняется. Кормят детей в этом возрасте 4 раза через 3,5 – 4 часа, днём они спят 1 раз, продолжительность сна 2-3 часа. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет), а с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

Вопросы: 1. Как правильно составить Рабочую программу для разновозрастной группы? 2. Как правильно составить сетку занятий для разновозрастной группы?

Ответы. 1. Для ДОО рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а по сути, выполняет функции перспективного плана работы. Следовательно, ее разработка в большей степени носит методический и рекомендательный характер и может регулироваться внутренним нормативным актом (приказом или распоряжением заведующего).Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 сказано, что «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей». - Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “ Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015 г.) . Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Вы не указали точный возраст детей разновозрастной группы.

Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

Вопрос: Наша дошкольная группа находится в сельской местности. Поселок численностью около пятисот человек. ДОУ посещают дети в количестве 20 человек от 2 до 7 лет (одна разновозрастная группа). Воспитатели испытывают трудности в составлении расписания НОД для разновозрастной группы. Для проведения НОД в разновозрастной группе требуются методические рекомендации по реализации поставленных Программой воспитательно-образовательных задач, методические разработки НОД. Здание ДОУ нетиповое, группа имеет небольшую площадь. Как правильно построить предметно-пространственную среду с учетом всех возрастов и небольшой площади помещения, в соответствии ФГОС ДО?

Ответ. Принципы, по которым организуется предметно-пространственная среда, в соответствии с ФГОС ДО не зависят , в сущности, от количества детей, разницы в их возрасте и материального благополучия детского сада. Конечно, если группа разновозрастная, помещение не соответствует СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) , задача становится сложнее в реализации, но принципы остаются прежними . Это касается полифункциональности и трансформируемости, как отдельных предметов, так и среды в целом. С одной стороны Вам надо стремиться к тому, чтобы значительная часть игрушек и других материалов подходила для детей всех возрастов. Рассмотрим три основных, необходимых типа материалов.Материалы для сюжетной игры

1) Стремится к усреднению размеров, избегать как слишком больших игрушек, так и совсем маленьких. Особенно следует обратить внимание на очень крупные игрушки. Они занимают много места, и годятся только для детей 2-5 лет. Для старших дошкольников они нежелательны, им нужны меньшие по размеру игрушки. Вместе с тем, даже детей 3-5 лет не составит особенного труда перевести на режиссёрскую форму сюжетной игры, то есть на игру не от первого лица, а от третьего. Например, ребёнок будет катать машинку, а не сидеть на ней верхом.

2) Игрушки должны быть умеренной степени условности. Следует избегать излишне буквальных игрушек, монотематических. Особенно это касается крупных маркеров игрового пространства (кухонь, парикмахерских) и т.д. Их следует заменить ширмами, кукольными домами. Для того, чтобы их назначение было понятным маленьким детям, их следует дополнительно маркировать. Например, если ширма - больница, повесить на неё красный крест. Это будет компромиссный вариант, и будут учтены интересы детей всех возрастов.

Материалы для продуктивной деятельности

Материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования могут быть как универсальными, то есть подходящими для использования всеми детьми, так и специальными. Например, карандаши или деревянные кубики подходят всем детям, а вот пастель или конструктор "Меккано" (железные пластинки с отверстиями, соединяемые винтами) только старшим детям. Поэтому, их следует маркировать. Подробней об этом в следующем разделе.

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности

Это большая проблема, так как материалы нужны совершенно разные. Эту проблему можно решить только путём создания отдельных хранилищ для материалов, предназначенных для детей разного возраста. Это могут быть отдельные полки, а лучше - прозрачные пластиковые коробки. Их следует обозначить понятными для детей маркерами. Например, для 3-х летних – 3 красных кружка и т.д. Конечно, это будет функциональным только в том случае если с детьми будет достигнута необсуждаемая, императивная договорённость о том, что каждый использует только свои полки или коробки.

При организации пространства, его зонировании стремитесь не разделять детей по возрастам, а разделяйте их по роду занятий. Должна быть зона для спокойных видов деятельности, и для тех, которые подразумевают значительную двигательную активность. Их размер может меняться, поэтому столы должны легко передвигаться.

Мебель для хранения (стеллажи) надо делать, исходя из того, чтобы то, что пониже – предназначалось для маленьких детей, а то, что выше – для детей постарше. Но, подобный механический способ не исключает договоренности с детьми, о которой мы писали выше, а лишь дополняет её.

Вопрос: 1. Как (правильно) составить планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день (особенно раздел ООД) на пять возрастных групп по ФГОС. 2. Как (правильно) составить сетку занятий на пять возрастных групп по ФГОС? 3. Где должны находиться дети во время занятий, если во 2 младшей группе - 10мин. продолжительность,а в подготовительной - 30 мин? 4. Как составить рабочую программу, если в группе 5 возрастных групп?

Ответы. 1. Наличие ежедневного плана работы является обязательным требованием, а его форма и содержание не нормируются документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации может быть разработана своя форма планирования.Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты планирования, обсудите их эффективность, оцените трудозатраты при использовании с учётом специфики работы воспитателей в условиях разновозрастной группы. Форма плана, которая будет одобрена педагогами, утверждается приказом или распоряжением заведующего, как рекомендуемая для использования в ДОО.

В сравнении с обычным детским садом, специфика разновозрастных групп связана с тем, что здесь время сжато. В связи с этим педагогу необходимо распределить время экономно, но так, чтобы в соответствии с принципами ФГОС ДО образовательный процесс строился на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Для разновозрастной группы особенно важно, чтобы в образовательном процессе реализовался дифференцированный подход к детям, но не по возрастам, а с учётом уровня их развития. Поэтому при планировании образовательного процесса с детьми разного возраста и разного уровня развития педагогу необходимо продумать, как организовать дифференцированный подход по нескольким направлениям:

  • при организации многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей с целью обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития;
  • при организации занятий с использованием гибкого охвата детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
  • при использовании дифференцированного временного режима для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать днём один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

3. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе педагог должен заранее продумывать, что будут делать младшие дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 8-12 минут, не отвлекая тех, которые занимаются.

Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или раздевальную комнату, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.

4. Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Рабочая программа, по сути, выполняет функции перспективного плана работы.

Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей».- Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы.

Вопрос: У нас в муниципальном образовании «Чаинский район» (он находится в 300 км от областного центра города Томска, это на севере Томской области), дошкольное образование реализуется в основном через вариативные формы организации дошкольного образования. В Чаинском районе всего 1 детский сад, он расположен в районном центре село Подгорное. И при 8 общеобразовательных учреждений основного и среднего общего образования созданы дошкольные группы кратковременного пребывания (дети 5-7 летнего возраста) и несколько групп сокращённого дня (дети в возрасте 3-6 лет). И главная трудность - это группы кратковременного пребывания (5 часов). При составлении основной образовательной программы этих дошкольных групп, какую вы бы посоветовали взять за основу примерную образовательную программу, чтобы грамотно и полноценно организовать в группах кратковременного пребывания образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?

Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития детей и создадут целостный образ жизни дошкольника. Несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок, в соответствии с требованиями ФГОС ДО включается по интересам, а не по психологическому принуждению.

Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).

Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому приглашаются все дети группы.

Следующим по распорядку за групповым общением одно-два занятия со взрослым проводятся в помещении, рассчитанном на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, но в которых программные задачи дифференцируются.

Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст) - М.; Школьная пресса, 2005 год.

Но, необходимо учитывать, что для развития детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.

Вопрос. Каким образом построить (разработать) основную образовательную программу малокомплектного детского сада в разновозрастной группе общеразвивающего вида для детей от 2 до 7 лет? Заранее благодарим за консультативную и методическую помощь.

Хроническим гастритом называется воспалительный процесс на слизистой поверхности желудка, в результате которого происходит нарушение физиологической регенерации с возможным прогрессированием, атрофией и секреторной недостаточностью, что приводит к разладу пищеварительной системы.

Также есть не менее опасное заболевание – гастродуоденит, в результате которого происходит перестройка слизистых желудка и 12-ти перстной кишки. К большому сожалению, с каждым днем гастрит и его производные диагностируются у все большего количества детей, особенно школьного возраста. Именно поэтому, чтобы уберечь здоровье вашего малыша, мы расскажем какие причины провоцируют развитие хронического гастрита, а также какие признаки помогут своевременно провести диагностику и начать лечение.

Эпидемиология гастрита хронического характера у детей

Хронический гастрит и гастродуоденит у детей – наиболее часто встречаемые недуги среди детского населения, которые диагностируются у 30-40 человек из 100. Как показывают статистические данные, гастродуоденит встречается у более 53% детей, а хронические гастриты почти у 30%. Также видно из статистики, что в раннем возрасте среди больных на гастрит детей не наблюдается ярко выраженных половых отличий, а вот в возрастной группе 12-15 лет, больше подвергаются заболеванию мальчики. Как стало ясно в ходе проведенных исследований, такая распространенность гастрита вызвана (в большей степени) бактерией Хеликобактер Пилори (ниже в таблице приведены более развернутые статистические данные).

Причины развития хронического гастрита у детей

Сразу стоит отметить, что хронические гастродуодениты и – это мультифакторные недуги ЖКТ, привести к которым может:

Особые формы гастрита, к которым относится химическое, радиационное, лекарственное и прочие повреждения встречаются только у 5% детей. Достаточно часто возникают случаи, когда у одного пациента сочетаются несколько этиологических факторов.

Какой симптоматикой сопровождается гастрит в детском возрасте?


В основном, гастрит у ребенка проявляется двумя основными синдромами, а именно:

  • Болевым.
  • Диспептическим.

В области живота могут отличаться по своей интенсивности, а также возникать натощак или спустя определенное время после употребления пищи. Локализация болевых ощущений, чаще всего, сосредоточена в пилородуоденальной и эпигастральной области, но также боль может отдавать в подреберье, грудную клетку или руку (как правило, больше всего дискомфорта ощущается с левой стороны). Диспептическая симптоматика может проявляться в виде:

  • Отрыжки.
  • Тошноты.
  • Рвоты.
  • Проблем с аппетитом.

Стоит обратить ваше внимание, что хеликобактерная инфекция не имеет специфических проявлений и может протекать абсолютно бессимптомно. Если верить наблюдениям медиков, который часто сопровождается атрофическими изменениями и анемией, в детском возрасте не был замечен. У детей чаще всего болезнь протекает без выраженной симптоматики, морфологических особенностей. Если же у ребенка антральный гастрит, течение болезни может очень напоминать язву, а главным симптомом будет боль в области живота. Также можно заметить следующую закономерность:

  • Боль может возникать на пустой желудок либо через 1-2 часа после употребления пищи (реже в ночное время).
  • Болевой синдром теряет свою интенсивность после еды.
  • Боли могут сопровождаться изжогой, отрыжкой с кислым привкусом, рвотой.
  • Возникает боль после пальпации эпигастральной или пилородуоденальной области.
  • Возникают проблемы со стулом.

При фундальном же гастрите:

  • Болевые ощущения увеличиваются после употребления пищи, особенно вредной.
  • и эпигастрии.
  • Боли носят ноющий характер.
  • Неприятные ощущения могут пройти без употребления медикаментозных препаратов и прочих манипуляций, спустя 1,5-2 часа.

Методы диагностики хронического гастрита у детей


Верификация хронического гастрита у ребенка должна осуществляться на фоне специального диагностического алгоритма, в который входит:

  • с биопсией слизистой поверхности.
  • Разоблачение уровня рН.
  • Исследование кислотности.
  • Исследование моторики 12-ти перстной кишки.

После вышеприведенных анализов врач должен будет обозначить:

  • Тип заболевания.
  • Место локализации гастрита.
  • Активность воспалительного процесса.
  • Характеристику кислотообразующей функции.
  • Стадию недуга.

Очень большого прогресса в педиатрия смогла добиться благодаря разработке эндоскопии. Такая диагностическая процедура позволяет обследовать ребенка разной возрастной группы, даже новорожденного. Ниже в таблице более подробно указано, каких результатов позволяет добиться та или иная процедура.

На сегодняшний день большого прогресса стало возможно достичь в исследовании гастрита, который вызван бактерией Хеликобактер Пилори. Явными и распространенными признаками хеликобактериоза является:

  • Эрозивные изменения.
  • Множественные язвы.
  • Отечность и уплотнение на складках в антральном отделе.

Исследование хеликобактериоза сегодня в себя включает не инвазивные и инвазивные мероприятия, которые базируются на комплексном исследовании слизистых поверхностей. Также стоит упомянуть о рентгенологическом исследовании, которое не менее часто используется в качестве . Такая процедура используется при осложненных формах и во время обострений. Чтобы изучить моторику желудка может быть использована наружная электрогастрография, благодаря которой можно записывать биотоки желудка. Результаты анализов мочи, крови и пр. не несут специфических признаков, поэтому их назначают в случае сопутствующих недугов или при различных осложнениях.

Как вылечить ребенка от хронического гастрита?


На сегодняшний день вылечить хронический гастрит у ребенка можно различными лечебными факторами в комплексе, а именно:

  • Правильно построенным режимом дня.
  • Лечебной диетой.
  • Медикаментозными препаратами.
  • Немедикаментозной терапией.

Диетотерапия, как в педиатрии, так и при лечении взрослых больных, базируется на схожих принципах, которые заключаются в механическом, химическом и термическом щажении слизистой поверхности желудка. Питание больного малыша должно быть распределено на 5-6 приемов. Как правило, в качестве диетического питания используется и стол №16. Диетотерапия заключается в следующих особенностях:

  • Готовить блюда можно на пару либо отваривать.
  • Все продукты нужно тщательно измельчать и перетирать.
  • Включать в рацион рекомендовано кисели и слизистые каши, супы.
  • Добавить также разрешено вчерашний хлеб.
  • Разрешена щелочная минералка и компоты из фруктов и ягод (только сладких).
  • Категорически запрещено употреблять слишком жирные наваристые бульоны (в том числе и грибные), свежую выпечку, ржаной хлеб, крепкие алкогольные напитки, газировки, острые овощи, копчености и маринады, специи и приправы, соусы.
  • Строгие ограничения налаживаются на употребление соли и продуктов с высоким содержанием холестерина.

Продолжительность диет, как правило, варьируется в пределах 7-15 дней, но на этом диетотерапия не заканчивается. Придерживаться ограниченного питания придется около года, все зависит от самочувствия больного и рекомендаций лечащего врача. Не помешает, чтобы в рационе ребенка присутствовали продукты, которые оказывают антисекреторное воздействие, а также антацидный бифилакт, кисломолочный лактобактерин и прочие кисломолочные и молочные продукты, с повышенной дозой сульфата цинка.

Травяные настои при детском хроническом гастрите


Также стоит отдельно рассказать о , фитотерапии, ведь употребление травяных настоев и отваров давно подтвердило свою эффективность в комплексе с медикаментозными препаратами и щадящим питанием. В зависимости от того, на какой стадии у ребенка находится недуг, педиатр или гастроэнтеролог может назначить:

  • Во время обострения - отвар из ромашки, перечной мяты, плодов шиповника.
  • В период ремиссии – отвар со зверобоя, подорожника, крапивы и пр.

Дополнить лечение также можно физиотерапевтическими процедурами, которые применяются на протяжении 14-20 дней. Для этого широко используют парафин, электросон, ванны из хвои, ультразвук и магнитотерапию. Не меньшей популярностью пользуется электрофорез, который отлично купирует болезненные ощущения, которые характерны гастриту, а также улучшает трофику тканей. Если же консервативная терапия не оказывает ожидаемого эффекта, пациентам может быть назначено лазерную терапию или сеансы гипербарической оксигенации в количестве 7-10шт.

Лечение же ребенка лекарственными препаратами построено по патогенетическому принципу, то есть используется последовательное и одновременное воздействие на главные патогенетические механизмы. Для этого может использоваться, как эрадикационное лечение инфекции НР, так и подавление выработки желудочного секрета.

Профилактика при детском хроническом гастрите


Как показывает практика, продолжительность лечения в условиях стационара варьируется в зависимости от этиологии и клинических проявлений заболевания, поэтому продолжительность терапевтических мероприятий может составлять от 10 дней и больше. Также последующее лечение с амбулатории, чаще всего, продолжается в условиях поликлиники. Наблюдение в условиях диспансера проводят на протяжении всей жизни ребенка, а обследование и последующее лечение выполняется при возникновении необходимости, особенно для ликвидации не купируемой симптоматики. В форме профилактических мероприятий лечить можно язвенные болезни, которые не имеют признаков полной ремиссии, а именно:

  • Непрерывное лечение на протяжении месяца производится антисекреторными средствами в ½ дозировке (препарат принимают каждый день вечером).
  • Лечение «по требованию» можно применять во время проявления характерной симптоматики (лекарственное средство принимают на протяжении 3 дней в полной дозировке, после чего уменьшается доза в 2 раза и продолжается прием еще в течение 20 дней).

Если же при гастрите наблюдается рецидивирование симптоматики, потребуется провести ЭГДС. Сегодня при гастрите хронического характера также используется система медико – экологических реабилитационных мероприятий, которые рассчитаны на детей с хронической формой гастрита и гастродуоденита. Оздоровительное лечение в санаториях, как правило, длится от 35 до 45 дней.

Курортная терапия проводится, как в местных заведениях, которые находятся в курортных городах, так и в лагерях, которые направлены на оздоровление детей. Еще оздоровление можно проводить в условиях стационара, которое позволит минимизировать вероятность обострения и пролонгирует ремиссию. Санаторные отделения в условиях стационара служат для терапии очень тяжелых больных, а также для лечения детей, состояние которых усложняется плохой наследственностью и частыми рецидивами. В санаторно-курортную терапию при гастрите у ребенка включено:

  • Щадящую двигательную активность.
  • Лечебную диетотерапию.
  • Употребление минеральной воды.
  • Аппликации из грязей.
  • Физиотерапевтические мероприятия.
  • Лечебно-физкультурный комплекс.
  • Психологическую терапию.
  • Лекарственные препараты (по назначению врача).

Прогноз при детском хроническом гастрите

Такое оздоровление ребенка при гастрите необходимо проводить каждый год на протяжении, как минимум, 2-3 лет. К первичным профилактическим мероприятиям относится обозначение фактора риска, который оказывает пагубное воздействие на течение недуга, а также его ликвидация, что снизит возможность обострения. К вторичной профилактике относится комплекс реабилитационных мероприятий. Количество и вид реабилитационных мер зависит от стадии заболевания, длительности ремиссии, а также частоте рецидивов.

Диспансерный контроль при гастрите можно проводить на базе поликлиники, а также на базе реабилитационных центров, школ-интернатов с гастроэнтерологическим уклоном. Благодаря тому, что диспансерный контроль на базе амбулатории ведется на высоком уровне, это позволило повысить качество медпомощи, и сократить количество рецидивов в 2-3,5 раза и улучшить общее состояние ребенка.

Стоит отметить, что правильно проведенная эрадикационная терапия обеспечивает благоприятный исход при гастрите практически на 100%. Повторное инфицирование Хеликобактер Пилори может наступить не больше, чем у 1-1,5% больных детей (при отсутствии близко с ребенком носителя этой бактерии). После эрадикации Хеликобактер Пилори воспалительный процесс на слизистых поверхностях желудка пропадает на протяжении 3-6 месяцев.

Если же гастрит у детей протекает без какой-либо симптоматики, не потребуется проводить дополнительное медикаментозное лечение и подключать прочие терапевтические мероприятия. В завершение хотелось добавить: контролируйте питание своего ребенка, не позволяйте употреблять вредные продукты, приучайте с малого возраста к активному образу жизни, ведь это положительно скажется на его здоровье и самочувствии!

Гастрит у детей диагностируют чаще в школьном возрасте, когда ребенок питается неравномерно и не всегда самой здоровой пищей. Признаки воспаления слизистой желудка определяют вид гастрита, повышенную или пониженную секрецию желудочного сока, от которых зависит последующее лечение.

Самое главное отличие от гастрита у взрослых – дети ощущают болезненные симптомы внезапно, будто на ровном месте. Но на самом деле этому состоянию предшествуют вполне понятные факторы, к примеру, повышенная психоэмоциональная нагрузка в школе и семье, переутомление, обильное потребление жирной пищи и полуфабрикатов, наследственная предрасположенность к воспалениям органов пищеварительного тракта.

Как распознать гастрит у ребенка

Чтобы определить наличие у малыша проблем с желудочно-кишечным трактом, первое что необходимо сделать родителям – это проявить внимание к жизни ребенка, то есть не просто одевать и обувать, водить к репетитору, а активно интересоваться тем, что происходит в детской голове, чего ребенок боится и о чем переживает.

Сложность диагностики гастрита у детей состоит в том, что они боятся признаться в плохом самочувствии, и на начальной стадии развития недуга стараются тщательно скрывать основные признаки:

  1. Боль в эпигастрии – задействован верхний отдел живота. Боль может быть разной, ноющей или острой и мучительной.
  2. Тяжесть, ощущение отечности в желудке – часто сопровождают боль.
  3. Изжога – появляется при наклонах вперед, а также при выполнении ребенком физических упражнений. Возможен кислый привкус в ротовой полости.
  4. Отрыжка с неприятным запахом изо рта.
  5. Изнуряющие тошнотные позывы и даже рвота.
  6. Оставляет желать лучшего аппетит, из-за этого школьник отказывается от приема пищи.
  7. При нарушении процессов пищеварения осложнениями являются диарея, повышенное газообразование кишечника, запор, понижение гемоглобина, недостаток в организме витаминов.
  8. При прощупывании живота врачом пациент жалуется на болезненность и спазмы.
  9. Если гастрит затягивается, ребенок приобретает бледность кожных покровов, язык покрывается серым или беловатым налетом.

Если выявлена повышенная секреция желудочного сока, желудок не воспринимает кислые продукты, при пониженной кислотности наоборот не хватает соляной кислоты чтобы переварить попавшую в больной орган пищу.

Первое что беспокоит маленького пациента при гастрите с повышенной кислотностью – изнуряющая боль под ребрами и в области пупка. Если не лечить недуг и не придерживаться диетического питания, существует вероятность образования язвы.

Признаки атрофического гастрита у детей

Вместе с воспалением желудка происходит атрофия его желез. Самочувствие резко ухудшается, когда железы уже утрачены, острое течение болезни сопровождается сильной рвотой, анемией, тошнотой. К счастью, этот вид гастрита диагностируют у детей крайне редко. Атрофическую форму называют предраковой, слишком велика вероятность возникновения опухолей в качестве осложнений.

Даже при затухании болезни ребенка мучает не столько боль, сколько тошнотные позывы, тяжесть в животе, нарушение правильного процесса пищеварения. На фоне серьезных нарушений в работе желудка появляются анемия, слабость, депрессивное состояние.

Причины возникновения гастрита у детей 6 лет

Гастрит, диагностированный у ребенка 6 лет, наводит на мысли, что послужило его причиной. Определение причины позволяет скорректировать и провести более точную терапию, исключив факторы, способствующие воспалению, повторяющемуся из года в год.

Гастроэнтерологи отмечают такие основные причины появления гастрита у детей 6 лет:

  • нездоровое питание;
  • питание 3 раза в день без перекусов и дробного формата;
  • поглощение недоброкачественных продуктов;
  • аутоимунные, токсические и аллергические реакции, которые могут привести к атрофическому виду воспаления слизистой желудка.

Диетическое питание и отсутствие стресса являются гарантией успеха в лечении органов пищеварительного тракта, поэтому родителям стоит уделить этим пунктам повышенное внимание.

Лечение гастрита у детей медикаментами

Если ребенок поступает в больничный покой в острой стадии развития недуга, нужно снять отечность с желудка и соседних внутренних органов, защитить от кислого содержимого желудочного сока, а затем восстановить пищеварительную функцию.

Врачи предлагают такую схему лечения острого приступа гастрита:

  1. Сорбенты, помогающие при интоксикации. Представителями этой группы лекарств являются Смекта, Энтеросгель.
  2. Хорошо помогают обволакивающие препараты, образующие защитную пленку: Вентер, Алмагель, Маалокс, Фосфалюгель.
  3. Для поддержания поджелудочной железы назначают Фестал, Креон, Мезим или Панзинорм.
  4. Когда ребенка мучают боли, принимают эффективные при воспалениях желудка спазмолитики. Но-шпа, Папаверин, Баралгин, Риабал.

Лечение хронического гастрита у детей предполагает следующие виды терапии:

  1. Ингибиторы протонной помпы в детском возрасте принимать нельзя.
  2. Антихеликобактерный курс лечения состоит в курсе приема антибиотика. Существует теория, что гастрит вызывает определенная бактерия. Но медицинская практика показала, что даже после избавления от нее не факт, что ребенок сможет выздороветь, тем более что у трети здорового населения тоже выявлена бактерия Хеликобактер.
  3. Гастроцитопротекторы: Фосфалюгель, Маалокс, Гастромакс, Алмагель.
  4. Медикаменты, приводящие в норму моторику органов пищеварительного тракта. Церукал, Мотилиум.
  5. Убирают при потребности спазм – Риабал, Но-шпа.
  6. Препараты, восполняющие дефицит ферментов поджелудочной железы: Креон, Панзинорм, Панкреатин.

Если подросток страдает атрофической формой воспаления, рекомендуется дополнительный прием лекарств с содержанием железа – Феррум Лек, Тотема. Чтобы наполнить организм питательными веществами и витаминами, назначают Актовегин, алоэ, мумие, Неуробекс.

Кроме диетического питания, периодически следует использовать минеральные воды – Боржоми, Лужанская, Трускавецкая, Ессентуки. Показано хотя бы раз в год оздоровление в санатории.

Диетическое питание при гастрите у детей

Без диетического питания чувствовать себя при гастрите хорошо сложно. От того, насколько ответственно человек подходит к этому пункту выздоровления, зависит частота возможных обострений или полное их отсутствие.

Придерживайтесь таких основных правил:

  1. Соблюдайте дробность питания, мелкие порции до 6 раз в день – то, что нужно; переедать не менее вредно, чем недоедать.
  2. Оценивайте продукты с точки зрения качества и влияния на слабый орган. Острые, копченые, жареные блюда, кондитерские и мучные изделия приводят не только к воспалениям, но и набору лишнего веса, провоцирующего рост уровня холестерина и появление сахарного диабета.
  3. Как готовить блюда ребенку с гастритом? Только отваривая, запекая в собственном соку в духовке или на пару. Изумительно вкусными получаются запеченный в фольге хек с картофелем, запеченное сладкое яблоко и овощной суп с вторичным бульоном.
  4. Не отказывайтесь от овощных бульонов, отварного мяса курицы без кожицы, кролика, говядины, потребления рисовой, овсяной, гречневой каш, котлет на пару из рыбы и мяса. Необычными получаются творожные запеканки, натуральное какао с молоком, некрепкие чаи зеленых сортов, травяные настои, заправленные парой ложечек меда. Чипсы легко заменить сухариками, сделанными из белого хлеба в духовке. Из хлеба отдавайте предпочтение вчерашней выпечке.
  5. От экспериментов с питанием лучше отказаться на ранних сроках заболевания. Когда воспаление начнет отступать в сторону, можно позволить себе лишнее, но в умеренных количествах.
  6. О чем еще стоит помнить? Не превращайте здоровое питание в культ, а гастрит в проблему. Зацикливание на правильном питании может привести к тому, что у ребенка появится постоянное тревожное состояние, от которого порой избавиться можно только с помощью опытного психолога.

В детской поликлинике в очереди к гастроэнтерологу можно увидеть много маленьких деток. Малыши часто страдают гастритом, вызывающим не только неприятные симптомы в виде тошноты и расстройства стула, но и боль. Заболевание часто появляется у детей, которые начали обучение в школе, постоянно испытывают стресс, неправильно питаются и находятся в коллективе. Как же лечить недуг?

Подозрение на гастрит у ребенка - повод обязательного обращения за медицинской помощью

Что такое гастрит?

Гастритом называется воспаление слизистой желудка. Она содержит специальные железы, вырабатывающие желудочную кислоту и фермент пепсин. Действие кислоты направлено на разрушение пищи, а пепсин предназначен для расщепления белков. Орган выстилает слой слизи, который выступает в роли защиты: он не позволяет желудочному соку разрушать слизистую оболочку.

Когда слизистая воспалена, она не только производит меньше ферментов и кислоты, но и уменьшает секрецию слизи и других полезных веществ, создающих защитный барьер. При этих условиях пищеварительные соки повреждают стенки органа.

Обычно термином «гастрит» объясняют все эпизоды приступообразной быстропроходящей боли живота, тошноты и рвоты. Однако заболевание, как правило, не является причиной таких симптомов. Диагноз ставят только при обнаружении эндоскопом повреждений слизистой оболочки.

По длительности течения выделяют:

  1. острый гастрит, возникающий внезапно и длящийся недолго;
  2. хронический, отличающийся длительным течением (без лечения может беспокоить даже на протяжении всей жизни).

По степени повреждений различают эрозивный гастрит (с образованием язв и ран на слизистой) и неэрозивный (сопровождающийся только воспалением). По характеру продукции кислоты в желудке выделяют гастрит с пониженной, неизменной и повышенной секрецией.

Необходимо отличать традиционный гастрит от гастроэнтерита. Второй является инфекционным заболеванием, которое вызывают вирусы и бактерии (чаще всего ротавирус).

Почему у детей развивается гастрит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зачастую заболевание диагностируется у деток от 6 до 10 и от 13 до 17 лет. Чаще всего малышей поражает инфекционный гастрит, возбудителем которого выступает микроорганизм Helicobacter pylori. Опасность в том, что бактерия передается контактным путем: через поцелуй, прием пищи из одних столовых приборов, пользование полотенцем.

Частота обнаружения H.pylori в организме при гастрите у детей достигает 85%. Еще 5% приходится на аутоиммунные заболевания. У остальных пациентов недуг вызывается химическими, лекарственными и другими раздражителями.

Гастрит у детей развивается по следующим причинам:

  • Малышей до годика недуг поражает из-за частой смены смеси при искусственном вскармливании. Также причиной может стать неправильный прикорм, если он введен несвоевременно или были использованы запрещенные в раннем возрасте продукты.
  • У деток 5-8 лет болезнь возникает на фоне неправильного питания (ребенок ест всухомятку, игнорирует горячие блюда, злоупотребляет фаст-фудом и другой вредной пищей, пьет воду с красителями и газом).
  • Нерегулярные приемы пищи большими порциями.
  • Пищевые отравления, приводящие к нарушению работы ЖКТ.

Злоупотребление гастрономическим «мусором» - одна из главных причин возникновения гастрита
  • Ухудшение психологического состояния из-за постоянных стрессов и нервного напряжения. Гастрит часто возникает у детей 6-7-летнего возраста, которые сталкиваются с непривычной нагрузкой в школе и не имеют достаточно времени для отдыха.
  • Спровоцировать болезнь могут как чрезмерные занятия спортом, так и его отсутствие в жизни малыша.
  • Аутоиммунные заболевания. Иногда иммунитет вырабатывает антитела, поражающие клетки организма.
  • Длительное влияние токсичных веществ (болезнь развивается на фоне приема медикаментов).
  • Хронические инфекции, которые долго игнорируются и протекают без надлежащего лечения.

Симптомы патологии

Гастрит у деток проявляется следующими признаками:

  • болевые ощущения в абдоминальной области, сила которых зависит от степени воспаления;
  • частая отрыжка воздухом (иногда в пищевод возвращается небольшое количество пищи);
  • тяжесть в желудке;
  • изжога, усиливающаяся при беге, активных играх;
  • иногда – появление кисловатого привкуса во рту;
  • потеря аппетита;
  • нарушения работы кишечника, повышенное газообразование;
  • боль в желудке при надавливании;
  • потеря массы тела, бледность кожи;
  • постоянная слабость.

Симптомы гастрита могут проявляться довольно ярко, в таком случае родителям обязательно необходимо вызвать скорую помощь

Острая форма

Острый гастрит у детей развивается быстро - организм резко реагирует на негативное воздействие на слизистую желудка. Вызвать неприятные проявления может как некачественное питание, так и патогенные микроорганизмы. У детей до года воспаление могут спровоцировать случайно проглоченные токсичные вещества. Различают 4 формы острого гастрита:

  • воспаление поверхности слизистой;
  • поражение ткани по всей толщине;
  • воспаление с появлением на поверхности эрозий;
  • воспалительный процесс со значительной степенью повреждения тканей.

Заболевание сопровождается характерными признаками:

  • сильная спастическая или ноющая боль в области живота;
  • изжога и кислотный рефлюкс после приема пищи;
  • частая рвота с кисловатым запахом содержимого (иногда видны вкрапления желчи);
  • чрезмерная секреция слюны или сухость во рту;
  • запор или редкий стул;
  • учащенное сердцебиение;
  • частая головная боль;
  • лихорадка и обильное потоотделение.

Одним из главным симптомов заболевания является частая рвота

Острая форма болезни требует незамедлительного лечения, так как с развитием разрушительных процессов может образоваться язва или кровотечение. При правильно подобранной терапии слизистая желудка регенерирует.

Хроническая форма

Хронический гастрит у детей развивается долго, симптоматика выражена слабо. Периодически случаются обострения с характерными признаками, которые нужно купировать, иначе заболевание снова приобретает вялотекущую форму. Родителям стоит обратиться в больницу при следующих симптомах у ребенка:

  • тупая боль, возникающая в течение 20 минут после еды;
  • отсутствие аппетита, после приема пищи беспокоит тошнота;
  • отрыжка сопровождается запахом гнили;
  • на языке формируется серый налет, появляется неприятный привкус;
  • ребенка беспокоит диарея или запор;
  • возможна потеря веса;
  • волосы легко ломаются, ногти слоятся;
  • общая слабость, сонливость, беспричинная раздражительность.

Постоянное отсутствие аппетита и боль в желудке после еды обязательно должны насторожить родителей

Опасность и осложнения гастрита

Непонимание серьезности проблемы, отсутствие адекватного лечения гастрита могут стать причинами тяжелых заболеваний и состояний:

  • перигастрит и перитонит;
  • перфорация стенки органа;
  • кровотечение в желудке;
  • инфекционно-токсический шок.

Развитие таких болезней может закончиться летальным исходом, даже если была назначена терапия. Также недуг может способствовать возникновению:

  • пептической язвы (раны слизистой желудка);
  • анемии (недостатка железа вследствие кровотечения или нарушения всасываемости микроэлементов);
  • атрофии слизистой оболочки с уменьшением количества желез;
  • разрастания слизистой с последующим появлением новообразований различного характера.

Диагностические мероприятия

Многих родителей интересует вопрос: как проверяют наличие заболевания у ребенка? Диагноз можно подтвердить единственным методом – ФГДС, который применяется и для взрослых.


Процедура проведения фиброгастродуоденоскопии

Процедура позволяет визуально исследовать слизистую и периодически проводить анализ ее состояния. ФГДС сопровождается техническими трудностями (чем меньше возраст, чем сложнее провести исследование), поэтому проще наблюдать за симптомами у ребенка.

Если признаки болезни долго сохраняются – это прямое показание для фиброгастродуоденоскопии. УЗИ и радиологические методы малоинформативны для диагностики гастрита. Они помогут лишь исключить или подтвердить наличие других нарушений работы ЖКТ (панкреатита, дискинезии желчевыводящих протоков).

Для определения степени тяжести и наличия осложнений гастрита проводятся дополнительные методы диагностики:

  • ОАК и исследование мочи;
  • биохимия крови;
  • анализ кала на скрытую кровь.

Проверить наличие H.pylori помогает дыхательный тест. Ребенок глотает капсулку или специальную жидкость, в которой содержится мочевина, помеченная атомом углерода. Если бактерия присутствует, мочевина превращается в углекислый газ. Через несколько минут малыш выдыхает в емкость, которую отправляют в лабораторию, где выявляют атомы углерода.


Комплексное лечение

Лечить гастрит необходимо комплексно. Детям назначается диета и несколько основных групп препаратов:

  • антибиотики в течение 9-14 дней для устранения бактерии хеликобактер пилори;
  • медикаменты, включающие омепразол, пантопразол для блокировки секреции желудочной кислоты;
  • средства для уменьшения выработки кислоты в желудке;
  • антациды, нейтрализующие влияние кислоты на стенки органа.

Лекарственные препараты

Лечить ребенка можно только после консультации со специалистом. Он подберет медикаменты, которые уменьшат дискомфорт и ускорят восстановление желудка.

Препарат Когда применяется Особенности
Маалокс, Фосфалюгель Повышенная кислотность Применяются под контролем доктора. При самовольной отмене симптомы могут обостриться.
Омез, Гистак, Зантак Снижение выработки желудочного сока
Плантаглюцид, Лимонтар, Прозерин, раствор соляной кислоты с пепсином Низкая pH
Вентер, Алцид В Восстановление слизистой органа -
Мотиллиум, Дебридат Тошнота и рвота Симптоматическое лечение, проводится при необходимости.
Аллохол, Хофитол Застой желчи
Линекс, Бифиформ Дисбактериоз
Креон, Мезим, Фестал (рекомендуем прочитать: ) Восполнение ферментативной недостаточности -
Но-шпа, Папаверин Боль Применяются только при сильной боли.
Трихопол, Орнидазол, Амоксициллин Ликвидация возбудителя Используются при наличии бактерии хеликобактер пилори.

Народные средства

До того, как было обнаружено, что причиной гастрита в большинстве случаев является бактерия, основой лечения была диетотерапия и народные методы. В разных странах методом проб было создано огромное количество рецептов, которые помогали купировать проявления заболевания. Представим некоторые из них:

Средство Способ приготовления Правила приема Действие
Семена карамболя 4 ч. л. семян и 2 стакана воды кипятить, пока количество жидкости не уменьшится в 2 раза. ½ стакана дважды в день Снижает кислотность.
Имбирь 1 ч. л. измельченного корня залить стаканом кипятка, настоять 10 минут. 2-3 раза в день на протяжении недели Уменьшает воспаление, вздутие живота, облегчает боль, тошноту.
Ромашка аптечная 1 ст. л. травы заливается стаканом кипятка. 1-2 раза в день Облегчает боль, снимает воспаление.
Мята Постоянно добавлять свежие листочки в салаты, чай. Уменьшает воспаление, тошноту, чувство изжоги.
Белокочанная капуста Сок в теплом виде. 0,5 стакана дважды в день Повышает кислотность.
Картофель Сок (только белых сортов). 50-100 мл на голодный желудок утром каждый день Применяется при гастрите с повышенной кислотностью, избавляет от изжоги, рвоты и тошноты.
Алоэ Выжать 40 мл сока. Употребить за 2 приема. Терапевтический курс - 2 месяца. Снижает кислотность.
Подорожник Отжать сок. По 10 мл 3 раза в день за 30 минут до еды Применяется при пониженной кислотности.
Овес Половину стакана семян залить стаканом воды, настаивать 12 часов, кипятить 20 минут. ¼ стакана перед приемом пищи и на ночь Обволакивает стенки желудка, оказывает противовоспалительный эффект.

Отвар овса является эффективным дополнением медицинского лечения

Стоит помнить, что народные рецепты не способны уничтожить возбудителя болезни - H.pylori. Нетрадиционное лечение стоит комбинировать с медикаментозными средствами, назначенными врачом.

Диета

Питание при гастрите влияет не только на скорость лечения, но и на длительность ремиссии при хронической форме недуга. При приступе болезни первые 8-12 часов ребенка кормить запрещено, стоит обеспечить лишь обильное питье: слабо заваренный чай, раствор NaCl с глюкозой. При диете следует соблюдать основные принципы:

  • кормить ребенка дробно, 5 раз в сутки маленькими порциями;
  • запрещено кушать менее чем за 3 часа до сна;
  • пища не должна быть крупно нарезанной, чрезмерно горячей или холодной;
  • нельзя питаться всухомятку, употреблять более 8 г соли в день.

Из рациона полностью исключаются:

  • соленья, жареные и копченые блюда;
  • мясные бульоны;
  • газированные напитки;
  • фаст-фуд, кетчуп, майонез;
  • свежие булочки, хлеб, пирожные;
  • свежее молоко (кипяченое разрешено добавлять в каши).

Сложности возникают с диетой годовалых малышей, поскольку им только начинают вводить прикорм. Однако родители могут готовить вкусные и полезные блюда:

  • слизистые, перетертые молочные и овощные супы;
  • паровое нежирное мясо и рыбу;
  • жидкие, хорошо разваренные каши;
  • запеченные фрукты (не кислые);
  • паровой омлет.

Детки младшего школьного возраста питаются так же, как взрослые, их желудок привык ко многим продуктам. В блюда можно добавлять сливочное масло, делать творожные запеканки, допускается употребление «вчерашнего» хлеба, сухарей, меда. Ребенок в любом возрасте должен пить достаточное количество воды. Для грудничка это 300 мл, для деток 10-11 лет и старше – 1,2-1,7 л в день.